Обзор изменений в 44 ФЗ от 27 декабря 2019

|

Федеральным законом № 449-ФЗ от 27 декабря 2019 г. в Закон № 44-ФЗ внесены изменения, основными из которых являются следующие:

1) Страна происхождения товара должна указываться участником в заявке с 1 января 2020 г.:

страна происхождения товара должна указываться участником в заявке не только при применении заказчиком актов об импортозамещении, но и во всех случаях закупок товаров, в том числе и тогда, когда товар передается заказчику (используется) при выполнении работ, оказании услуг (кроме закупок, в которых техническим заданием выступает проектная документация). В случае отсутствия указания страны происхождения в поданных заявках на участие в торгах, такие заявки отклоняются в обязательном порядке.

Поправка не вносит существенных изменений. Обязательна как для заказчиков, так и для участников, просто появилось новое основание для отклонения заказчиками заявок, поэтому участникам надо быть внимательными при составлении заявок.

2) Изменения закупок в сфере строительства, реализуемых в рамках национальных проектов, вступающие в силу с 8 января 2020 г.:

в отношении закупок в сфере строительства, реализуемых в рамках национальных проектов, вводятся особенности обоснования НМЦК и изменения существенных условий контрактов.  Статья 112 Закона № 44-ФЗ дополнена частями 55 - 63, предусматривающими, что в целях реализации национальных проектов, перечень которых утвержден указом Президента РФ, Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 указанной статьи. Данное изменение предусматривает среди прочего, что предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства; заказчику дано право проводить не только аукцион в электронной форме, но и открытый конкурс в электронной форме.;

помимо случаев, установленных Правительством РФ, контракт жизненного цикла можно будет заключать при закупке новых машин и оборудования.

Данное изменение ожидалось достаточно давно, оно не несомненно сократит сроки и облегчит закупки в сфере капитального строительства крупных объектов, так как не нужно будет проводить раздельные закупки на проектные и строительные работы. В силу существенного увеличения объёмов и видов работ по этим закупкам, СМП будет сложно конкурировать с крупными участниками у которых имеется крепкая материально-техническая база и  необходимые специалисты. Тоже самое касается и контрактов жизненного цикла.

3) Изменения в порядке проведения запроса котировок, вступающие в силу с 1 июля 2020 г.:

1) устанавливается новый порядок проведения запроса котировок в электронной форме, в том числе:

с 500 000 до 3 000 000 рублей повышается порог НМЦК, при этом ограничение относительно годового объема закупок, который можно осуществлять путем проведения электронного запроса котировок, останется практически без изменений: годовой объем закупок с помощью электронного запроса котировок будет составлять не более 10 % от совокупного годового объема закупок заказчика, но существующий в настоящее время лимит в 100 млн руб. отменят. Изменение очень продуктивное. В силу относительной простоты процедуры и сокращенных сроков данный вид торгов наиболее часто используется Заказчиками для проведения «срочных  или аварийных закупок». Для СМП это тоже положительный момент, так как большая часть котировок как правило проводится для СМП, теперь закупки могут быть более крупными и соответственно прибыльными для участников;

срок подачи заявок сокращен с 7 до 4-х рабочих дней. Для заказчиков это означает сокращение срока  процедуры закупок. Для участников потребуется подать необходимые документы в рамках процедуры в более короткие сроки, что может вызвать ошибки и неточности, и как следствие отклонение заявок;

появляется возможность предусмотреть односторонний отказ от исполнения контракта.

пересмотрены требования к составу и содержанию заявок (например, появилась возможность требовать копию лицензии и иных документов, подтверждающих соответствие участника п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ);

сокращено количество составляемых в процессе проведения процедуры протоколов – будет составляться только протокол подведения итогов;

значительно ускорена процедура заключения контракта: заключить контракт можно будет через 2 рабочих дня со дня размещения итогового протокола;

в случае, если на участие в электронном запросе котировок была подана или осталась 1 заявка, то продлевать срок подачи заявок не потребуется;

Изменение очень продуктивное. В силу относительной простоты процедуры и сокращенных сроков данный вид торгов наиболее часто используется Заказчиками для проведения «срочных  или аварийных закупок». Для СМП это тоже положительный момент, так как большая часть котировок как правило проводится для СМП, теперь закупки могут быть более крупными и соответственно прибыльными для участников, а сокращение сроков самой процедуры и заключения контрактов, несомненно ускорит время полной оплаты по контрактам;

2) по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ:

можно закупать товары на сумму до 3 000 000 рублей, если такие закупки проведены посредством электронной площадки, при этом ограничение относительно годового объема закупок, который можно осуществлять путем проведения таких закупок, останется без изменений. Закупка услуг и работ данным способом не предусмотрены.

в отношении закупок, проведенных на электронной площадке, вводится обязанность размещать извещение с обоснованием цены контракта в ЕИС, формировать протокол подведения итогов, включать сведения о заключенном контракте в реестр контрактов, а также устанавливается порядок обжалования;

Для заказчика данное изменение весьма неоднозначное: с одной стороны идёт увеличение максимальной суммы закупки у единственного поставщика, что крайне необходимо при «срочной, аварийной» закупке, но при этом нужно собрать и оформить документацию, а затем разместить все необходимые сведения в ЕИС. Следует помнить что данный вид закупок относится к неконкурентным, и законодатель намеренно усложнил процедуру в целях исключения злоупотреблений заказчиком, в виде дробления закупки и ухода от конкурентных процедур. СМП такая прозрачность только на пользу, участие в процедуре обеспечивает возможность подачи заявок не только региональными поставщиками, но всеми заинтересованными участниками. Нужно помнить что таким способом можно закупать только товары, а закупка услуг и работ не предусмотрена.

3) по согласованию заключения контракта с единственным поставщиком:

срок направления заказчиком обращения о согласовании в контрольный орган - в течение 5 рабочих дней со дня размещения протокола в ЕИС или его подписания, если по нормам Закона № 44-ФЗ такой протокол не подлежит размещению в ЕИС. Сейчас на обращение отведено 10 календарных дней;

заказчик будет обязан согласовывать возможность заключить контракт в случае, если не состоится:

закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс или аукцион;

открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;

электронный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;

электронный аукцион, если была подана или осталась только одна заявка, не было ни одного ценового предложения;

запрос предложений в электронной форме, если была подана или осталась только одна заявка, не было подано ни одной заявки или все участники были отклонены;

запрос предложений, если была подана одна заявка или не подано ни одной. Фактически, заказчику придется согласовывать заключение контракта после несостоявшихся электронных процедур. Но при этом согласование понадобится только для закупок, НМЦК которых будет превышать предельный размер, установленный Правительством РФ;

контрольный орган будет проводить внеплановую проверку таких закупок;

контракт необходимо будет заключить не ранее 10 дней со дня размещения протокола в ЕИС (или со дня его подписания) и не позднее 20 дней со дня, когда заказчик получит решение о согласовании.

Изменение направлено исключительно на соблюдение конкуренции в сфере закупок. Это позволит защитить интересы участников закупки, в том числе и СМП. В ходе согласования заключения контракта контролирующий орган проверит закупку в целом на соответствие нормам контрактного законодательства (нет ли условий для победы одного, конкретного участника), и в случае выявления нарушения применить санкции к заказчику и отменит процедуру закупки.

4) Изменения в закупках у единственного поставщика с 1 января 2021 г.:

для закупок у единственного поставщика по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93, проведенных на электронной площадке, обеспечивается доступность информации обо всех предварительных предложениях участников в ЕИС.

Данное изменение улучшает конкуренцию и способствует реализации товаров СМП и другим участникам, вне зависимости от региона.