Изменения в сфере закупок по №223-ФЗ в 2021 году

|

Усложнение ведения реестра договоров 

Постановление Правительства № 1799 (от 07.11.2020), вступившее в силу в январе 2021 года, значительно усложняет ведение реестра договоров в рамках №223-ФЗ. Теперь в этот реестр необходимо включать информацию о цене единицы товара, работы или услуги. Еще одну сложность для заказчиков может представлять требование о направлении в реестр договоров необходимых документов в течение десяти дней с момента исполнения (подп. «в» п. 10 Правил ведения реестра договоров). 

Нововведение усложнит ведение реестров тем, кто привык отправлять информацию после полного исполнения договоров. В итоге, проверяющие органы смогут легче привлекать заказчиков к ответственности за несвоевременное размещение сведений в Единой информационной системе. Например в том случае, если заказчик не предоставит данные об исполнении какого-то отдельного этапа договора (приемка + оплата в рамках конкретной поставки). Даже в случае еженедельных поставок, не говоря уже об ежедневных, можно легко сорвать установленные законом сроки предоставления этой информации.  

Кроме того, постановление уточняет, что в случае закупки работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту или сносу зданий), информация о цене единицы товара и о стране происхождения товара включается в реестр в отношении товара, который подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств. 

Квоты на закупки российских товаров  

С начала 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ № 2013 (от 03.12.2020). Этот документ регламентирует приоритет закупок товаров, работ и услуг российского происхождения. Таким образом, установлена минимальная доля закупок у отечественных поставщиков. Документ является логическим продолжением произошедших еще в середине 2020 года корректировок 223-ФЗ (а именно - п.1 ч.8 ст. 3).  Теперь заказчики должны приобретать российские товары (работы или услуги) в некотором процентном соотношении от общего объема закупок. Соответствующие доли по видам  закреплены в постановлении № 2013.  

Как отмечают эксперты, правоприменение подобного квотирования закупок может столкнутся с некоторым проблемами. В частности, потому что в постановлении нет четкого перечня товаров, а в качестве оснований для квотирования применяется классификатор ОКПД2. Также пока нет ясных указаний по поводу того как считать квоту: относительно количества единиц товаров (работ или услуг) или стоимости закупки. 

По постановлению к российским товарам в данном случае относятся те, которые включены в один из двух реестров: 

  • реестр промышленной продукции по постановлению Правительства РФ № 616 (от 30.04.2020): «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».
  • реестр российской радиоэлектронной продукции по постановлению Правительства РФ № 878 (от 10.07.2019): «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Еще одна сложность правоприменения постановления о квотировании (№ 2013) заключается в том, что товары не попадающие в вышеобозначенные реестры, автоматически признаются зарубежными, отмечают эксперты. При этом также можно столкнутся с различными расхождениями в перечнях ОКПД2. 

Изменение №223-ФЗ в части конкурентных закупок у МСП 

Ряд изменений в №223-ФЗ внесен на основании законов № 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (от 22.12.2020) и № 443-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (от 22.12.2020). Большая часть поправок касается тех заказчиков, которые обязаны поддерживать субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП). В частности, речь идет о конкурентных закупках с участием только МСП. Уточнены особенности проведения этапов закупки. Главное же изменение - это новые требования к составу заявки, что в какой-то степени сближает № 223-ФЗ и № 44-ФЗ.

Законодательно установлены новые требования к составу заявки. При этом сохраняется деление заявки на участие в конкурсе и запросе предложений на две части, а также ценовое предложение. В случае организации аукциона  также сохраняется деление заявки на две части.

При проведении конкурсов и запросов в первую часть заявки включается критерии оценки, относящиеся к предлагаемым товарам, работам, услугам. Во вторую часть - характеристики участника закупки (наличие опыта, материально-технических и трудовых ресурсов). 

Установление исчерпывающих требований к составу заявок создало для заказчиков серьезную методологическую проблему установления требований к участникам закупки в конкурентных закупках, участниками которых являются только субъекты МСП. Также законодатели исключили требование об обязательном отклонении заявок в случае включения во вторую часть ценового предложения. 

По закону свои положения о закупках заказчики должны привести в соответствие с новой редакцией № 223-ФЗ в течение трех месяцев со дня вступления поправок в силу. Потенциально это позволяет работать по старым правилам до конца первого полугодия 2021 года. 

Проверка заказчиком субъектов МСП и самозанятых 

Изменены отдельные положения постановления Правительства РФ № 1352 (от 11.12.2014). В результате заказчики не должны требовать от участников закупок подтверждения того, что они относятся к субъектам малого или среднего предпринимательства или самозанятым. Теперь заказчики должны самостоятельно уточнять принадлежность участников к МСП (самозанятым) в соответствующих реестрах (https://ofd.nalog.ru/ и https://npd.nalog.ru/check-status/).   

Новые требования к планированию закупок 

Согласно постановлению Правительства РФ № 1799 (от 07.11.2020) вводятся несколько новых положений в части планирования закупок. В частности, данные о количестве и единицах измерения надо теперь указывать в плане не только в случае поставки исключительно товаров, но и для товаров, которые поставляются в рамках договора о закупке работ и услуг. При этом № 223-ФЗ не уточняет, что нужно считать таковыми. Эксперты считают, что к поставляемым товарам при закупке работ или услуг следует относить те, которые подлежат бухгалтерскому учету. 

Также изменилась и сама форма плана закупки. В случае закупок за счет субсидий в рамках национальных и федеральных проектов, нужно указывать соответствующий объем финансирования и коды целевой статьи и вида расходов. То есть речь идет о том, что нововведения сближают закупочные и бухгалтерские функции, что усложнит для заказчиков планирование закупок и повышает риск возникновения ошибок и, соответственно, вероятность привлечения к административной ответственности. 

Штрафы за срыв сроков оплаты 

С начала 2021 года вступили в силу изменения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые позволяют штрафовать заказчиков за нарушение сроков оплаты товаров, работ или услуг. Поправки касаются заказчиков работающих согласно постановления Правительства № 1352 с субъектами МСП. За срыв сроков оплаты должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 30 000 до 50 000 руб. Юридическом лицу грозит более серьезное наказание - от 50 000 до 100 000 руб. Состав административного правонарушения сформулирован следующим образом: «нарушение заказчиком установленного законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства». Заказчики не применяющие в своей работе постановление № 1352 не могут быть привлечены к ответственности по данной статье.