Проект комплексной оптимизации контрактной системы

|

Министерство финансов РФ подготовил законопроект, который рассматривает комплексную оптимизацию контрактной системы в вопросе закупок. Это касается товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, облегчение проводимых процедур, уменьшение периода их времени. Законопроект проходит межведомственное согласование. 5 февраля 2020 г. он направлен в ФАС России и Федеральное казначейство.

Имеется преимущественное уменьшение количества конкурентных способов закупок до трех наиболее часто используемых — конкурсы, аукционы, запросы котировок. Исключены: двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, запрос на предложения. Это связано с тем, что они в большинстве случаев повторяют порядок проведения открытых торгов и усложняют участие СМП. Так как форма участия достаточно специфична и сложна, для их участия нужен специалист по закупкам. Соответственно, это дополнительные затраты на оплату труда предприятия.

Проведение вышеуказанных способов определения продавца (подрядчика, или исполнителя) излагается единообразно. Это способствует исключению тех ситуаций, которые влекут за собой споры в правоприменении. Они вызваны наличием в Законе о контрактной системе разных способов положений, регулирующих схожие правоотношения.

Единые требования к содержанию извещений

Установлены общие требования к содержанию извещений о закупках всеми конкурентными способами, периодам их размещения, представления, объяснения их положений, внесения в них корректировок. Определены условия по составу и содержанию заявок на участие в закупках.

Корректировка в порядке формирования документации

Помимо этого, при реализации открытых конкурентных способов, законопроект убирает необходимость дополнительного формирования заказчиком документации о закупке. Все это предусматривает включение информации о проводимой закупке в извещение об ее осуществлении. Это новшество продолжает направление, которое задано от 01.05.19 г. No71-ФЗ. Предложено соединить извещение и документацию о закупке.

Корректировки положительно скажутся на проведении закупок. Сократится количество ошибок, связанных с определением сроков процедур, которые предусмотрены контрактной системой. Действия упростят жизнь продавцам и всем участвующим в закупках. Объединение документов в один исключает ошибки в формировании, упрощает подачу заявок и будет меньше вероятности, что она будет отклонена.

Изменение периодов в торгах

Уменьшение периода осуществления процедур происходит при проведении 3 способов. В дальнейшем, сокращение этих сроков является недопустимым. В первую очередь, потому что вступает в противоречие с Договором о Евразийском экономическом союзе. Чтобы аукционы не проводились долго, предложено установить срок торгов не более трех часов, с момента их начала.

Увеличение количества участвующих в закупках

Повышается число участвующих в закупках, с которыми можно заключить контракт. Участник закупки отклоняется от заключения договора?  Заявка отправляется следующему участнику по порядку. Это увеличивает вероятность оформления договора, без повторной закупки.

Такое изменение двойственно. Рассматривая с одной стороны — это оптимизирует всю закупочную деятельность и экономит средства бюджета. С другой стороны, ставит под удар бизнес: договор по итогам заключается по истечению 10 дней с момента опубликования итогового протокола. Если контракт подписан со следующим по порядку участником, то не учитывается конъюнктура рынка. Иными словами, сможет ли участник обеспечить нужный объем и количество товаров, или услуг по договору закупок. Если участник не выиграв тендер, мог принять участие в другом тендере и велика вероятность остаться без свободного товара, или услуги.

Упрощение закупок малого объема

В целях дальнейшего ускорения и упрощения осуществления закупок малого объема, законопроектом исключается ограничение о предельном (10%) годовом объеме закупок. Они могут быть проведены с применением запроса котировок в электронной форме. Это полезное нововведение — основная часть торгов в виде котировок размещена для СМП. Из-за их просторы можно спрогнозировать увеличение количества размещения котировок и освоения бюджета в сегментах малого и среднего бизнеса.

Оптимизация конкурсов и аукционов

Предусмотрены оптимизация совместных конкурсов и аукционов, в том числе в части установления возможности их проведения несколькими уполномоченными органами различных субъектов РФ. Это позволяет проводить межрегиональные аукционы и конкурсы.

Изменены в лучшую сторону положения Закона о контрактной системе о порядке предоставления обеспечения заявок, в т.ч. с применением специальных счетов:

  1. Введен «иммунитет» блокированных средств, который предусматривает невозможность их взыскания в период этой блокировки. Эта мера помогает исключить не прогнозируемые взыскания денежных средств, которое влечет их недостаток на счету и как следствие невозможность дальнейшего участия в закупках.
  2. Период взаимодействия между банками и операторами электронных площадок при блокировке финансовых средств уменьшается до одного часа. Также уменьшается период начала электронного аукциона на строительство до двух часов.
  3. Блокировку рекомендуется осуществлять не после завершения периода подачи заявки, а перед оформлением самой заявки. Это поможет участнику успеть пополнить свой счет и вновь подать заявление на участие.

Универсальная стоимостная квалификация

Данное введение предусматривает допуск к участию в закупках стоимостью более 20 млн. рублей только для тех участников, которые имеют опыт выполнения контрактов, независимо от его предмета и в объеме не менее 20% от начальной или максимальной стоимости договора.

Корректировки созданы для определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей, которые имеют опыт участия в государственных и муниципальных закупках и на исключение участия в закупках фирм, являющихся однодневками. Это направлено на защиту бюджета, но не учитывает интересы начинающих участников (вкл. СМП), закрывая доступ к торгам по стоимостному учету.

Оптимизация порядка осуществления закупок

Рассмотрена дальнейшая оптимизация порядка осуществления закупок по проектированию и строительству объектов капитального строительства. Предложено введение понятия «контракта на создание объекта капитального строительства «под ключ», предметом которого может быть и проектирование, строительство, поставка оборудования. Это влечет к уменьшению периода по закупкам объекта.

Совершенствование порядка исполнения контракта

Изменения коснулись и порядка исполнения контракта. Введено определение этапа исполнения договора, создание документа о приемке товара, работы, услуги в электронной форме, с применением ЕИС. Прекращение контрактов переводится в электронную форму. Это помогает сократить срок данной процедуры и обеспечить фиксацию поступлений одной стороны договора решений о расторжении, принятого другой стороной.

Оптимизация процедур обжалования закупок

Формируется электронная форма подачи жалобы, с применением ЕИС. Все участники должны соответствовать требованию о вышеуказанной «универсальной стоимостной переквалификации». В случае, если обжалование закупки со стоимостью договора свыше 20 млн. рублей, участник закупки обязан иметь опыт как минимум одного выполненного договора не менее 20% от начальной или максимальной стоимости контракта, на которую подается жалоба.

Корректировка исключают обжалование закупок так называемыми «профессиональными жалобщиками». Также касается участников закупок, в которых они участвовать не имеют право. В число субъектов контроля включаются банки, что позволяет обжаловать их действия при реализации ими требований Закона о контрактной системе.

Перевод документооборота

Рассмотрен перевод документооборота между заказчиками и ФАС РФ при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков и исполнителей в электронную форму ЕИС.

Взыскания заказчиком с исполнителя

Предусмотрено условие о возможности взыскания заказчиком с исполнителя по договору обеспечения его исполнения при одностороннем расторжении заказчиком. Это касается случаев включения сведений о таком исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков, исполнителей и подрядчиков.

Корректировка направлены на защиту интересов исполнителя договора. Это взыскание будет допускаться в случае соблюдения заказчиком установленной процедуры одностороннего расторжения договора.