Принят пакет оптимизации контрактной системы

|

В июле 2021 года окончательно приняты изменения закона № 44-ФЗ "О контрактной системе". Комплексный пакет поправок направлен на оптимизацию, упрощение и автоматизацию государственных закупок. Речь идет о системных изменениях федерального закона. В частности, они подразумевают значительное сокращение количества видов закупок, уменьшение сроков их проведения, унификацию и повышение роли автоматизации на всех этапах. Поправки призваны решить главные проблемы контрактной системы с помощью дальнейшей информатизации сферы госзакупок. Еще одна важная законодательная новелла - универсальная предквалификация участников закупок. Нововведения будут вводится поэтапно, начиная с 1 января 2022 года и по 1 июля 2023 года, синхронизируясь с изменением соответствующего функционала в Единой информационной системе (ЕИС). 

Сокращение видов закупок

Изменения в № 44-ФЗ подразумевают серьезное сокращение способов организации закупок - с одиннадцати до трех. Таким образом остаются следующие варианты проведения конкурентных закупок: конкурсы, аукционы и электронные запросы котировок. Обусловлено это тем, что иные виды усложняли участие субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). 

Также дополнены условия, касающиеся совместных закупок. Электронный запрос котировок допустимо проводить, если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) не превышает трех миллионов рублей. Но при условии, что подобным образом можно приобрести на сумму не более 20% от совокупного годового объема закупок (СГОЗ). В этом случае есть лимит - не более 100 миллионов рублей при том, что СГОЗ не превышает полумиллиарда рублей. Исключения составляют закупки с целью жизнеобеспечения граждан.

Унификация извещений и заявок

Поправки устанавливают унифицированные требования к извещениям о конкурентных закупках. Теперь они должны включать в себя то, что раньше содержалось в пакете закупочных документов (в том числе проекты контрактов и обоснования НМЦК). Регламентируются временные рамки размещения извещений и их корректировок. Аналогично разъяснены унифицированные правила составления заявок на участие в закупочных процедурах.     

Упрощение формирования документации

В случаях открытых конкурентных закупок теперь заказчику не нужно  предпринимать дополнительные усилия для формирования документации. То есть предусматривается включение информации о закупке в извещение об ее осуществлении. По замыслу законодателей это изменение положительно скажутся на организации закупок. Объединение документов в один минимизирует ошибки при формировании пакета, упростит подачу заявок и следовательно сократит вероятность отклонения. Также сократится количество ошибок, связанных с определением сроков контрактных процедур. Все это призвано упростить жизнь продавцам и всем участвующим в закупках. 

Обязательное электронное актирование

Законодательно закреплено, что все контакты между участниками закупки и заказчиками должны происходить через Единую информационную систему и посредством выбранной электронной площадки. Все важные документы должны заверяться усиленной электронной цифровой подписью.  

Сокращение времени торгов

Сокращено время проведения конкурсных закупок с применением всех трех способов: конкурсов, аукционов и электронных запросов котировок. В частности, чтобы аукционы не проводились слишком долго, законодательно установлен срок проведения торгов не более трех часов, с момента их начала. Дальнейшее уменьшение сроков недопустимо из-за противоречий с Договором о Евразийском экономическом союзе. 

Расширение числа участников закупок

Теперь большее чем раньше количество потенциальных поставщиков сможет участвовать в закупках. В том случае, если участник закупки уклонится от заключения контракта, заявка отправляется по порядку следующему участнику. Это нововведение призвано сократить вероятность организации повторных торгов. С одной стороны это оптимизирует всю закупочную деятельность и экономит средства бюджета. С другой стороны, повышает риск того, что выигравший участник не сможет обеспечить необходимый объем поставок. 

Упрощение закупок малого объема

Для ускорения и упрощения закупок малого объема, новые поправки в законодательство исключают ограничение о предельном, десятипроцентном годовом объеме подобных закупок. Они могут быть проведены запросом котировок в электронной форме. Это полезное нововведение — основная часть торгов в виде котировок размещается для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). Таким образом можно спрогнозировать увеличение числа размещения котировок для СМСП.

Оптимизация конкурсов и аукционов

Поправками предусмотрена оптимизация совместных конкурсов и аукционов, в том числе в части их проведения несколькими уполномоченными органами различных субъектов Российской Федерации. То есть, это дает возможность проводить межрегиональные аукционы и конкурсы.

Изменены положения “Закона о контрактной системе” о порядке предоставления обеспечения заявок, включая применение специальных счетов:

  1. Введен «иммунитет» для заблокированных денежных средств, что исключает непрогнозируемые списания со счетов. 
  2. До одного часа сокращается взаимодействие между банками и операторами электронных площадок в случае блокировки денег. 
  3. Блокировать средства теперь рекомендуют не после подачи заявки, а перед ее оформлением. 

Предквалификация участников

Одно из главных нововведений заключается в предварительной квалификации участников торгов при соблюдении определенных условий. Так, в случае если стоимость контракта превышает 20 миллионов рублей претендовать на него могут только опытные поставщики, то есть, кто уже выполнял контракты подобного объема. Сделано это для исключения из пула претендентов фирм-однодневок, однако в тоже время бьет по начинающим поставщикам, включая субъектов малого и среднего предпринимательства. 

Оптимизация закупок в строительстве 

Произошло некоторое упрощение торгов для проектирования и строительства капитальных объектов. Введено определение «контракта на создание объекта капитального строительства “под ключ”», в которое включается как проектирование, так и поставка оборудования и, непосредственно само строительство. Это должно привести к оптимизации процессов такого рода закупок. 

Совершенствование исполнения контракта

Изменения в законодательстве отразились и на порядке исполнения контрактов. В частности, введены понятия: этап исполнения договора, электронный документ о приемке товара, работы или услуги в Единой информационной системе. Прекратить действие контрактов также можно в электронном виде. Все это призвано сократить сроки прохождения всех процедур.

Упрощение обжалования закупок

Потенциальные поставщики могут обжаловать закупку в электронной форме через Единую информационную систему. При этом, если сумма контракта превышает порог в 20 миллионов рублей, обжаловать ее может только участник имеющий квалификацию, то есть имеющий опыт работы с контрактами такого объема. Это нововведение призвано сократить число так называемых «профессиональных жалобщиков».

Взыскание с исполнителя

В случае одностороннего расторжения контракта со стороны заказчика  предусматривается взыскание средств с поставщика в рамках договора обеспечивающего исполнения обязательств. Это возможно, если контрагент оказался в реестре недобросовестных поставщиков. В этом смысле, законодательные изменения в некоторой степени защищают исполнителей. Заказчики могут добиваться этого строго в рамках установленных процедур расторжения соглашений.