Нормативная база по № 223-ФЗ

Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность отдела закупок


Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред от 02.08.2019) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

223-ФЗ от 18.07.2011 г. — это основной закон, который определяет, каким образом необходимо осуществлять закупки: способы, условия и их содержание. Это касается некоммерческих организаций, которые получают субсидии из государственного бюджета. Их деятельность должна осуществляться только на основании закона. Этот федеральный закон отвечает на вопросы: как осуществлять процесс закупок; какая необходима документация; как выбирать поставщика и т. д.


Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц (ФАС РФ)

С целью достижения указанных задач, а также недопущения нарушений положений закона о закупках и Федерального закона № 135 «О защите конкуренции», с учетом результатов анализа лучших практик применения положений закона о закупках, разработан настоящий Стандарт. Стандарт включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, которые могут быть использованы при утверждении положения о закупке.


Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "О защите конкуренции"

Закон о защите конкуренции определяет: какие закупки являются конкурентными, а какие нет. На основании данного закона, Федеральная антимонопольная служба может привлекать к ответственности за его нарушения. №135-ФЗ регламентирует взаимоотношения на рынке товаров, работ и услуг. Также он включает в себе предостережения от недобросовестной конкуренции в деятельности монополий. Понятие ограничения конкуренции заключаются в том, что создаются определенные условия, где участники, которые нарушают процесс, выбывают из цепочки. Главной целью закона является создание хороших условий для более продуктивной работы рынка товаров и услуг.


Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях"

Закон определяет, как создавать, проводить реорганизацию и ликвидировать предприятия некоммерческие организации (НКО). В нем прописано какие есть права и обязанности у учредителей. Каким образом управлять НКО и какую поддержку может им оказывать государство. Задачей некоммерческой организации не является получение прибыли. В законе также определены все формы, виды таких организаций, описывается их структура.


Федеральный закон от 19.07.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях"

Закон дает расшифровку правовых основ в отношении естественных монополий. Нацелен на обеспечение баланса между потребителем и субъектом монополий, а именно налаживание доступной связи между реализуемым товаром и покупателем. Естественный монополизм — это рыночная ситуация, когда для удовлетворения спроса необходимо отсутствие конкуренции. Это связано с особенностью товара, технологией производства и отсутствием аналогов. К ним относятся: аэропорты, железнодорожные перевозки, почтовая и электрическая связь, транспортировка газа и пр.


Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

№ 131-ФЗ в частности определяет понятие Муниципального унитарного предприятия (МУП) и описывает смысл их работы. В законе говорится, каким образом они должны осуществлять деятельность на основании № 223-ФЗ. Отдельное внимание уделено территориальному признаку МУП, определению их границ и способам организации отношений между бюджетами.


Приказ Федерального казначейства № 13н от 10 августа 2012 года "Об установлении Порядка регистрации юридических лиц для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru)"

Приказ содержит информацию о том, каким образом должна происходить регистрация юридических лиц на официальном сайте Единой информационной системы (ЕИС). Это касается государственных корпораций и компаний, монополий и унитарных предприятий. Регистрация на портале должна быть обязательно осуществлена в электронной форме.


Приказ Минфина России от 29.12.2014 г. N 173н (ред. от 10.06.2019) "О порядке формирования документов в целях ведения реестра контрактов"

В приказе утвержден список документов, который предназначен для обмена данными и документами между покупателем и Федеральным казначейством. Все это необходимо для формирования реестра договоров, оформленных в результате закупки. Оформление происходит с применением электронно-цифровой подписи и регистрируется в системе «Электронный бюджет».


Приказ Минфина России от 25.12.2018 № 282Н "Об утверждении ведомственного контроля за соблюдением требований Закона № 223-ФЗ"

Министерство Финансов определяет порядок установления контроля: кто следит, как организован процесс, описание процедуры, как ознакомиться с результатами. Все это касается учреждений, участвующих в закупках. Контроль за организациями может быть двух видов: выездные проверки, или анализ документов.


Постановление Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132 (ред. от 22.06.2018) "О порядке ведения реестра договоров"

В данном постановлении установлены способы ведения реестров договоров, которые утверждены с заказчиками по результатам закупки. Реестр включает в себя документы на основании договора, которые необходимо разместить в Единой информационной системе закупок. Отвечает за ведение такого реестра Федеральное казначейство. Как только заключен договор, заказчик должен разместить его в течение трех рабочих дней. Вся информация в системе общедоступна.


Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169 (ред. от 30.05.2018) "О мониторинге планов закупок"
Это постановление правительства о совокупности планов закупки услуг, работ и товаров. Дополнительно утверждено положение об оценке соответствия установленным требованиям проектов планов и корректировке в них. Также, постановление возлагает обязанности и критерии на определенные органы по проверке вышеуказанных действий. Каждый орган следит за своим направлением.


Постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1711 "О ведение реестра юридических лиц"

С 01.03.2019 г. Федеральное казначейство ведет список юридических лиц в электронном виде. В список входят лица, которые работают в сфере закупок по федеральному закону № 223. Такой документ несет в себе следующую информацию: наименование предприятия (полное и сокращенное), юридический адрес, ИНН, КПП, когда были поставлены на учет в налоговой службе и др.


Постановление Правительства РФ от 28.11.2011 977 (ред. от 30.06.2018) "О порядке аутентификации"

Постановление определяет порядок работы единой федеральной государственной информационной системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей проведение торгов. Теперь все материалы предоставляются в электронном виде. В постановлении отражены требования и стандарты всех процедур.


Постановление Правительства РФ от 25.12.2018 № 1663 "Об особенностях документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок"

Установлены правила ведения документооборота, при организации конкурентных закупок в электронном виде. Участие в таких закупках можно принимать только тогда, когда пройдена аккредитация. Подробно указано, как подавать заявки, участвовать в закрытой закупке. Участник, который получил подтверждение о принятии участия в торгах, должен направить запрос о предоставлении списка документов.

Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 (ред от 30.12.2015) "О ведении реестра недобросовестных поставщиков"

Постановление предусматривает ведение специального реестра в электронном виде, который обобщает информацию о недобросовестных юридических лицах. В первую очередь это компании, которые допустили серьезные нарушения в сфере закупок. В реестре указаны: наименование, юридический адрес, ИНН и пр. Сведения размещены в открытом доступе на официальном сайте. Установлен порядок внесения в реестр данных о недобросовестных поставщиках.

Постановление правительства РФ от 11.11.2015 N 1217 "Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме"

Распоряжение правительства, утверждающее перечень товаров, работ, услуг, в случае проведения закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. Также предусмотрен ряд исключений из перечня. Так, электронный аукцион может не проводиться в отношении товаров, работ и услуг, которые могут закупаться через конкурс с ограниченным участием. В этот перечень регулярно вносятся изменения и дополнения.


Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 (ред. от 14.12.2016) "Об утверждении правил формирования плана закупок"

В постановлении определены требования и этапы формирования плана. Это касается тех организаций, которые занимаются закупками по № 223-ФЗ. План составляется на месяц и квартал. В составе содержатся сведения обо всех товарах, работах и услугах. Если стоимость закупки превышает 100 000 руб., то информация в данном документе может не отражаться. Установлены правила корректировки плана.


Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 "О приоритете товаров и услуг российского происхождения"

Постановление определяет, что осуществляя закупки на основании № 223-ФЗ, отечественные производители должны ставиться в приоритет. Исключение — это закупки у поставщика, который является монополистом в своей отрасли. Оценка заявок на участие, происходит на основании предложенной цены, которая снижена на 15%. Договор заключается по стоимости, которая предложена участником. Постановлением определены условия предоставления приоритета. Перечислены моменты, когда это не учитывается.


Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 N 494 (ред. от 30.05.2017) "Об утверждении положения о размещения в ЕИС информации о выручке"

Постановление утверждает, что закон о закупках не касается юридических лиц, у которых доля государства в уставном капитале не превышает 50%. Для этого нужно осуществлять определенные требования к размеру прибыли. Также представлено положение о размещении в сети Интернет информации о полученной прибыли. Информация о выручке размещается на сайте zakupki.gov.ru.


Приказ Министерства экономического развития РФ N 567 от 2 октября 2013 г. "Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта"

Законодательством не описан принцип расчета начальной цены контракта (НМЦК), однако существуют рекомендации ФАС к применению приказа Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. № 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"