Закупки малого объема

|

Закупки малого объема. Параметры и новые правила.

С 1 апреля 2021 года закупки малого объема (ЗМО) осуществляются по новым правилам. Вступили в действие поправки в статью 93 № 44-ФЗ. Изменения произошли в части повышения лимитов с 600 тыс. ₽ до 3 млн. ₽. В этой статье разберем, как при закупках малого объёма действовать заказчикам и поставщикам.

Как определяются закупки малого объема?

Сам по себе термин "закупки малого объема" в федеральных законах не встречается. В случае № 44-ФЗ под этим скрывается "закупка у единственного поставщика". В законе № 223-ФЗ речь идет о праве не публиковать информацию на портале ЕИС, если сумма не превышает определенных параметров. Общий смысл в том, что при небольших тратах можно упростить процедуры, чтобы избежать лишней волокиты.

Закупки малого объема по закону №223-ФЗ

Согласно этому закону, любая трата денег на нужды организации менее 100 тыс. ₽, относится к категории малых закупок. Если же предприятие за финансовый год расходует на закупки более 5 млрд. ₽, то тогда лимит для ЗМО повышается до 500 тыс. ₽. Объем и сумма здесь определяется на основе данных бухгалтерской отчётности.

Это значит, что такие закупки можно не публиковать в Единой информационной системе (ЕИС). Как правило, так происходит при выборе единственного поставщика. Заказчики могут самостоятельно определять список товаров, работ или услуг, а также выбор поставщиков или исполнителей, в отношении которых применять упрощённые процедуры.  Для оплаты таких товаров, работ или услуг требуется в качестве обоснования только приказ по компании или распоряжение ответственного лица. Вся информация указывается в ежемесячной финансовой отчётности.

Для чего могут понадобиться организации такой подход? Главная особенность ЗМО это отсутствие конкурентных закупок для определения победителей. Исполнители договоров выбирается представителем заказчика самостоятельно. Процедура заключения прямых контрактов без конкурентной борьбы значительно ускоряет оформления документов.

К примеру, такой способ применяют при заключении договоров на оказание услуг технического обслуживания автомобильного парка компании, разовой экспертной оценки или курьерской доставки. Однако такие траты возможны только в случае, если они укладываются в соответствующие лимиты.

Требования закона №44-ФЗ

Сумма затрат на закупки малого объема по требованиям № 44-ФЗ не может превышать 3 млн. ₽. В некоторых ситуациях устанавливается лимит, в 5% от годового объёма приобретений товаров, работ или услуг. Общая сумма при этом не может составлять более 50 млн. ₽.

Исключение могут составить компании, занимающиеся сельским хозяйством. Также есть ряд организаций, которые имеют лимит по сумме однократной траты на ЗМО в размере до 400 тыс. ₽. При этом лимит повышается до 50% общего валового объёма совокупного годового объема закупок (СГОЗ). Это организации следующего профиля:

  • учреждения культуры муниципального назначения;
  • парки культуры и отдыха, заповедники и муниципальные зоопарки;
  • организации, оказывающие телерадиовещательные услуги населению;
  • музеи и библиотеки, в том числе сельские.

Перед проведением расчёта суммы малых трат предварительно организуется расчёт всех уже оплаченных или требующих оплаты контрактов на текущий финансовый год. Также отклонятся от норм могут учреждения муниципальной власти, которые самостоятельно для себя устанавливают суммы договоров, касающихся закупок малого объёма.

В случае превышения установленных законом лимитов возможна административная ответственность  заказчика или самого юридического лица. Размер административных штрафов может достигать 30 тыс. ₽.

Порядок проведения закупок малого объема

Порядок организации закупок малого объема зависит от способа выбора контрагента. Обычно такие виды расходования средств проводятся путём выбора единственно возможного поставщика, без прохождения конкурсного выбора. Для этого компании или организации нужно разработать соответствующее внутреннее положение, где будут указаны такие моменты:

  • включается ли малая закупка в план;
  • размещается ли извещение о ее проведении в ЕИС;
  • направляются ли итоговые сведения в реестр заключенных договоров.

В законе № 223-ФЗ по этому поводу нет единых требований. Руководствоваться нужно  внутреннем положением вашей компании.

Дробление затрат

Закупки малого объема однотипных товаров
Закупки малого объема однотипных товаров

Если это не противоречит внутреннему положению компании, можно покупать одинаковые товары, работы или товары в течение отчётного периода небольшими партиями. Однако лучше не злоупотреблять таким способом, потому что можно столкнуться с обвинениями со стороны контролирующих органов в ограничении конкуренции. Не стоит заключать одновременно несколько договоров суммой до 100 тыс. ₽, если одновременно действуют таких условия:

  • вы проводите ряд одинаковых сделок за короткий промежуток времени (например, за один месяц с одной и той же подрядной организацией заключены договоры на ремонт офиса, или же если эти договора носят однотипный характер);
  • при этом общая сумма всех договоров  превышает установленный в положении лимит.

В случае совпадения всех указанных параметров есть вариант, что затраты будут признаны нарушающими требования 135-ФЗ (“О защите конкуренции”), а заключенные договора станут недействительными. Это может произойти,как по требованиям со стороны поставщиков, так и по распоряжению контролирующих органов.

Нормативное регулирование

Информация обо всех закупках должна включать в отчёт о количестве и фактической стоимости заключаемых с поставщиками и контрагентами услуг, формируемый на ежемесячной основе. Размещается такая отчётность в ЕИС, причём делается это не позже, чем 10 числа месяца, который следует за отчётным периодом. В нее включаются данные о счетах, которые были выставлены без подписания сторонами договора, о любых покупках за наличные и т.д.

В реестр закупки на небольшие суммы включаются, если этот момент прописан и указан в вашем Положении. В процессе поставки фактическая стоимость договора может изменится и превысить установленный максимум в 100 тыс. ₽. Тогда включение информации о договоре в отчет становиться обязательным. В противном случае возможны штрафные санкции.

Изменения с 2021 года в закупках малого объема:

  1. С 1 апреля 2021 года к ЗМО будут относиться торги, проведённые на сумму до 3 млн. ₽. Этот момент относится к проведению электронных торгов, которые должны проходить по следующему алгоритму:- со стороны потенциальных физических или юридических лиц, могущих выступать в роли исполнителя, формируются предложения, публикуемые на одной из официальных ЭТП (электронных торговых площадок);
    - заказчик формирует заявление о проведении ЗМО, подписывает его и размещает;
    - ЭТП автоматически подбирает предложения от исполнителей, соответствующих условиям заказчика.Затем в течение суток из них нужно выбрать контрагента, с обоснованием выбора и отказа остальным претендентам. Дальнейшее подписание контракта производится по упрощённому сценарию.
  2. Аналогичная схема, только в ещё более простом виде, действует для работы с единственным поставщиком. Такие отношения договорного плана также возможны в электронной форме.
  3. Участником электронных торгов может быть юридическое или физическое лицо. У юридического лица не должно быть оффшорных обязательств. Участники ЗМО должны быть официально аккредитованы в ЕИС и зарегистрированы на ЭТП.
  4. Комиссия для проведения ЗМО у единственного поставщика не нужна, она потребуется только в случае, если они производятся на конкурентной основе.
  5. Совместные покупки на эту сумму у единственного поставщика теперь невозможны. Они могут проводиться только на конкурентной основе.

Правила, касающиеся затрат малого объёма, разработаны для упрощения всей системы торгов, а также улучшения открытости и прозрачности закупочных процедур.  Появилась возможность приобретения товаров, работ или услуг на специализированных электронных площадках, что сделало закупки малого объема доступнее и проще.