Реестр недобросовестных поставщиков – перечень предприятий, уклонившихся от заключения договора после проведения госзакупок или нарушившие существенные условия его исполнения. Рассмотрим детальнее, что собой представляет РНП, при каких обстоятельствах в него можно попасть, какие последствия это за собой влечет и, конечно же, как его покинуть.
Основные ведомости о реестре
Создание разного рода «черных списков» — распространенная деловая практика, с помощью которых можно отсеять нежелательных или недобросовестных контрагентов в любой отрасли экономики. Если говорить про госзакупки, то здесь такой список представляет собой официальную базу данных.
Т.е., его ведут не сами предприниматели, а Федеральная антимонопольная служба. Он находится в свободном доступе и формируется согласно требованиям законодательства. При этом реестр содержит в себе следующую информацию:
- название организации (ФИО для физлиц), ее адрес, налоговый номер;;
- название (ФИО) учредителей, органа правления, его членов;
- сведения о договоре, положения которого были нарушены;
- дата внесения ведомостей в РНП.
За что оказываются в реестре недобросовестных поставщиков
Причинами, из-за которых часто попадают в реестр, могут послужить:
1. Уклонение от заключения соглашения. Это наиболее распространенная причина, из-за которой сведения о поставщике оказываются в «черном списке». Она означает, что победитель торгов не совершил предусмотренные торгами обязательства после объявления итогов проведенных закупок.
Признание поставщика уклонившимся может происходить по нескольким характеристикам, регламентированным нормативом 44-ФЗ:
- отсутствие вовремя отправленного обеспечения договора либо банковской гарантии;
- отсутствие отправки увеличенного обеспечения либо подтверждения добросовестности поставщика при условии действия антидемпинговых мер;
- отсутствие вовремя отправленного подписанного договора либо протокола разногласий (в случае их наличия).
Причины, в результате которых тот или иной поставщик уклоняется от подписания соглашения могут быть как намеренные, так и не намеренные. Так, например, в ходе проведения торгов может измениться ситуациям на рынке, в результате чего цены поднимутся, и исполнять договор на предложенных условиях будет невыгодно. При таких обстоятельствах поставщик оказывается перед сложным выбором: выполнить обязательства по контракту себе в убыток или попасть в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, у поставщика могут возникнуть проблемы с получением банковской гарантии, может произойти технический сбой, в результате которого он не получит уведомление об отправленном заказчиком договоре и многое другое. Однако не все обстоятельства признаются контролирующими органами уважительными.
2. Существенное нарушение условий договора. Степень существенности того или иного нарушения определяет сам заказчик. Поэтому, если было допущено несколько мелких промашек, скорее всего поставщик обойдется штрафными санкциями.
К существенным нарушениям обычно относят некачественное выполнение работ или регулярную задержку поставок. При таких обстоятельствах может иметь место два варианта дальнейшего развития событий:
- заказчик по собственной инициативе отказывается от исполнения договора и обращается в Федеральную антимонопольную службу;
- заказчик расторгает соглашение путем инициирования судебного разбирательства.
3. Расторжение договора через суд. В данном случае судебное решение передается в ФАС, на основании которого поставщика вносят в реестр.
Процедура внесения ведомостей в реестр
Процедура попадания недобросовестных поставщиков в «черный список» состоит из нескольких этапов:
- Заказчик передает информацию о нарушении в ФАС на протяжении 3 дней с момента признания участника уклонившимся от подписания договора либо его расторжения. К ней прикладывают обоснования вышеупомянутого решения в письменной форме либо решение суда.
- ФАС проводит проверку полноты полученных материалов в течение 3 дней. При недостаче чего-либо документы возвращают обратно заказчику.
- На протяжение 5 дней ФАС устанавливает достоверность информации, а также наличие оснований для включения участника в реестр недобросовестных поставщиков. Чтобы принять окончательное решение, создают специальную комиссию, на заседание которой приглашают представителей от заказчика и поставщика. Рассмотрение дела возможно при отсутствии сторон.
Последствия оказаться в реестре недобросовестных поставщиков
Для недобросовестного поставщика нарушение правил госзакупок может обернуться различными неприятными последствиями. Например, в случае уклонения от подписания договора лицу грозит не только «черный список», но и потеря обеспечения заявки, а также взыскание убытков. При ненадлежащем исполнении уже заключенного контракта исполнителю грозят еще и штрафные санкции.
Но попасть в реестр недобросовестных поставщиков для многих еще хуже любых других санкций. Такой поставщик на протяжение двух лет не сможет принимать участие в торгах. Все дело в том, что законодательство дает возможность заказчикам отгородить себя от таких поставщиков. Согласно нормативам, они могут устанавливать требования к участникам закупок, среди которых очень часто есть требование отсутствия в реестре.
Несмотря на то, что это право, а не обязанность заказчика, по факту подобное требование можно встретить практически в каждой закупке. Ведь все хотят иметь дело только с надежными контрагентами.
Более того, поскольку в реестре есть информация не только о самой фирме, но и ее учредителях, такие лица тоже не смогут принимать участие в торгах в качестве физического лица-предпринимателя или основателя другой фирмы.
Кроме того, «черные списки» есть как по закупкам, которые проводятся по закону 44-ФЗ, так и по закону 223-ФЗ. Это значит, что негативные последствия попадания в реестр коснутся поставщика независимо от того, в каких именно торгах он участвует: с участием государственных и муниципальных учреждений или естественных монополий и автономных организаций.
Порядок исключения из реестра
Компания находится в «черном списке» 2 года, после чего ее из него исключают. Досрочной процедуры исключения из реестра законодательством не предусмотрено. Единственный возможный вариант сделать это – обжаловать решение ФАС в суде. Для этого предусмотрен срок исковой давности в 3 месяца.
Однако поставщику придется доказать наличие оснований для отмены такого решения. Ими могут послужить:
- доказательства добросовестности участника;
- отсутствие намерения нарушать сроки;
- нарушение правил по техническим причинам, не зависящим от воли поставщика;
- неправомерные действия со стороны заказчика, которые привели к нарушению;
- формальность проведенной ФАС проверки без установления фактических обстоятельств по делу и т.д.
Инициируя судебное разбирательство, убедитесь в своей правоте и будьте готовы доказывать ее на протяжение длительного срока, поскольку такие дела обычно рассматриваются несколько месяцев.