Закрытые способы

Особенности закрытых способов определения поставщиков

Определение закрытых закупок содержится в ч. 1 ст. 84 №44-ФЗ «О контрактной системе». Они подразделяются на разные типы, говорят о конкурсе либо с ограниченным участием либо закрытом, а также о нескольких других, более редких вариантов. В этих случаях все сведения, в том числе и необходимая документация, отправляются некоторому кругу поставщиков, определяемому самим организатором.

Такими способами пользуются заказчиками федерального уровня в случаях, когда документы содержат сведения, относящиеся к государственной тайне либо тогда, когда заключаемый контракт относится к ведению Госфонда РФ, для нужд которого закупаются услуги сопровождения, охраны или страховки драгоценных камней или металлов. Таким образом также проводится закупка услуг клиринговых организаций или вождения автотранспорта, когда заказчик относится к судебной системе или ФССП. Также подобные инструменты применяются для сопровождения, охраны и страховки музейных и исторических ценностей, внесенных в соответствующие государственные или региональные реестры. Еще одним случаем является прием таких ценностей от физических лиц или иностранных государств на временное хранение или экспозицию.

Итак, есть несколько видов закрытых способов определения и выбора поставщика, об особенностях которых расскажем в этом обзоре. Наша компания является разработчиком системы «Корпос: управление закупками в 1С», которая позволяет автоматизировать и упорядочить документооборот в любых случаях.

Закрытый аукцион

Основная цель закрытого аукциона – провести закупку:

  • Продукции, сведения о которой подпадают под категорию государственной тайны. Она может касаться военной сферы, внешней политики, экономики государства, разведывательных и оперативно-розыскных мер.
  • Услуг, направленных на страхование, перевозку либо охрану ценных предметов культурного, исторического, художественного и иного значения.
  • Услуги клининга, перевозчиков, нацеленные на обеспечение деятельности работников сферы судопроизводства, а также судебных приставов.

Публиковать в средствах массовой информации сведения о закрытых аукционах запрещено. То же самое касается размещения в ЕИС.

Организация 

Закрытый аукцион
Закрытый аукцион

Мероприятие во всех аспектах напоминает закрытые конкурсы, только тут победителем становится компания, предложившая самые выгодные условия в финансовом плане и в сроках выполнения требований заказчика. Информация об организации проведения аукциона и предъявляемых условиях приобретения товаров, работ или услуг направляются только в те компании, которые соответствуют изначально предъявляемым требованиям.

Срок проведения

Заявки и иная документация по закупкам принимается только в печатной форме, электронные варианты исключены. Первоначальное согласование с представителями ФАС происходит в течение 10 рабочих дней с момента начала аукциона до того, как будут определены его участники. Обращение от заказчика, высылаемое исполнителям, отправляется не позднее, чем за 10 дней до окончания приёма заявок, а в случаях, когда работа предполагается с государственной тайной — не позднее 1 месяца.

Заявки 

Информация о проведении закрытого аукциона может распространяться только среди субъектов, которых допустили к этой процедуре. Помимо соответствия всем прочим требованиям заказчика, такие лица также должны иметь доступ к закрытой информации, которой касается конкретная закупка.

Заявки отправляются исключительно в письменном виде — иные варианты запрещены законом. Непосредственно форму заявки устанавливает в индивидуальном порядке каждый заказчик, но при этом в нем должны отображаться следующие ведомости:

  • Данные об участнике (наименование, контактная информация, копии учредительных документов и т.д.);
  • Предложение участника;
  • Материалы, которые подтверждают: соответствие поставщиков установленным законом требованиям, предоставление обеспечения заявки, происхождение продукции, преимущества перед остальными участниками (если есть).

Конверт, в котором подается заявка, в обязательном порядке должен быть в запечатанном виде. При этом один участник вправе подать только одну заявку. Рассмотрение заявок происходит на протяжении не более, чем 10 дней.

Заказчик может потребовать финансовое обеспечение  от потенциального исполнителя — сумма тут не может превышать 5% от начальной минимальной цены контракта.

Проведение торгов

Ход аукциона ничем не отличается от классического его понимания. Победа традиционно будет у тех поставщиков, которые предложили наиболее выгодную цену во время аукциона.

При закрытых закупках вся процедура аукциона протоколируется. Не позднее, чем на следующий день один экземпляр такого документа направляется в ФАС. Еще один передают победителю вместе с проектом будущего договора.

Отметим, что аукционы считаются несостоявшимися, если:

  • Для участия в аукционе был допущен всего один участник;
  • Для участия в аукционе не допустили ни одного участника.

Закрытый электронный аукцион

Закрытый электронный аукцион 
Закрытый электронный аукцион

Изменения в электронную документацию, изначально ставшую основой проводимого аукциона, заказчики могут вносить не позднее, чем за 5 суток до даты, когда прекращают приниматься заявки. В течение двух дней после принятия такого решения, обязательно предупреждаются в письменной форме все участники закрытого электронного аукциона, а срок принятия финального решения сдвигается минимум на 10 дней вперед.

Подведение итогов электронных аукционов

После принятия решения об победе одного из участников подписывается официальный протокол по установленной законом форме. В течение трех дней с момента его подписания, протокол отправляется победителю аукциона, а одна из его копий идёт в Федеральную антимонопольную службу — тут важно сделать это в течение одного рабочего дня после выбора победителя.

Контракт по итогам электронного аукциона подписывается также исключительно в бумажном виде. Протокол возможных разногласий тут отсутствует на основаниях, определенных законом. В течение 3 лет после подписания всех бумаг, они должны храниться в архиве.

Несмотря на то, о проведении открытых или закрытых аукционов идет речь, это в любом случае процедура закупки, которая должна обеспечивать участникам возможность заключения контракта конкурентным путем.

Так, для закрытых электронных аукционов установлены аналогичные случаи отмены процедуры, что и для открытых. А именно:

  • Отпала необходимость проводить закупку;
  • Проведение закупки признано нецелесообразным;
  • Сокращение определенной статьи финансирования, выявленной в ходе перераспределения бюджетных средств;
  • Сокращение финансирования в результате проведения аудиторской проверки.

В программе «Корпос: Управление закупками в 1С» есть модуль для автоматизации подготовки документов по публикации закупки, ее проведению и выбору поставщика.

Закрытые конкурсы с ограниченным участием

Закрытые конкурсы с ограниченным участием
Закрытые конкурсы с ограниченным участием

Такой тип конкурсного отсева потенциальных контрагентов похож по принципу на конкурс с предварительным отбором участников. Организации, желающие принять участие, вначале проходят предварительную регистрацию и квалификацию, после которой те, кто соответствует установленным требованиям, проходят на основной, второй этап.

Особенности организации

Сведения об этом процессе, который будет по ряду причин проводиться в закрытой форме, размещаются в ЕИС за 30 дней до установленного срока распаковки конвертов с заявками от потенциальных участников. Далее они подают заявки на ознакомление с приложенной документацией, позволяющей более полно ознакомиться с полем деятельности в случае победы. Затем со стороны заказчика подготавливается и подписывается протокол предварительного квалификационного отбора, отправляемый участникам и в Федеральную антимонопольную службу.

Для закрытого конкурса ограниченного участия действуют те же правила, что и для обычного аукциона, но с учетом особенностей по проведению закрытых закупок. Правила публикации информации также совпадают с правилами, действующими при проведении закрытого конкурса.

Что же касается протокола оценки заявок, то он должен содержать такие основные данные:

  • Обоснование принятых заказчиком решений по закупке;
  • Перечень по поставщикам, которые соответствуют заявленным требованиям.

Дальнейшие процедуры регламентируются №44-ФЗ.

Срок проведения

В течение 30 дней с момента начала отбора, а итоги его подводятся вместе с подписанием соответствующего протокола в день, определяемый заранее. В случае согласования с участниками, дата вскрытия конвертов с заявками может быть перенесена на более ранний срок.

Подведение итогов 

Определение победителя проводится путём выбора лучшего ценового предложения среди заявок от исполнителей, полностью соответствующим предъявленным требованиям. Заключение официального контракта на предоставление победителем услуг происходит не ранее 10 и не позднее 20 дней после публикации полностью заполненного протокола в Единой информационной системе.

Закрытые двухэтапные конкурсы

Закрытые двухэтапные конкурсы
Закрытые двухэтапные конкурсы

Это конкурентный способ поиска исполнителей, который проходит в две стадии — при этом не все претенденты смогут принять участие в основной части. По сути дела, он является полным аналогом привычных открытых тендеров разного рода. После участия в отборочном первом этапе участник, отобранный заказчиком, может сняться с аукциона и прекратить дальнейшую борьбу за заключение контракта.

Основное отличие закупок, проведенных таким способом, — победителем аукциона становится тот участник, который предложил наиболее выгодные условия исполнения контракта по результатам второго этапа проведения закрытого конкурса.

Особенности организации

Сведения о документации и полные данные о торгах передаются определенному количеству организаций, на первоначальном отборочном этапе полностью соответствующих предъявляемым требованиям. На первом этапе заявки от потенциальных участников принимаются без устанавливаемых ими цен на комплекс предлагаемых услуг. На этой стадии не требуется обязательное финансовое обеспечение. А вот на втором этапе уже подаются обновлённые заявки с ценой.

Заказчик обязан соблюдать требования ст. 57 ФЗ-44:

  • контракт заключается в итоге с победителем на проектные работы в архитектуре и строительстве, на обеспечение продукцией или услугами инновационного характера либо на создание объектов, относящихся к интеллектуальной частной собственности;
  • характеристики создаваемого объекта или предоставляемых услуг обсуждаются с участниками процесса торгов непосредственно в их ходе.

Срок проведения 

После того, как оба этапа будут полностью пройдены и у заказчика формируется список претендентов на победу, оформляется и подписывается участниками официальный протокол, который затем отправляется участникам и в Федеральную антимонопольную службу. Победитель сможет начать подписание официального контракта не ранее, чем через одну неделю после публикации результатов на портале Единой информационной системы.

Подведение итогов 

Итоги подводятся на основании полученных на втором этапе заявок, содержащих в себе ценовые предложения. Заказчик самостоятельно выбирает ту организацию, которая соответствует всем предъявленным требованиям и предлагает оптимальные условия. Заверение итогов происходит в протоколе, вторые копии которого после подписания направляются в Федеральную антимонопольную службу и всем претендентам на победу.

Закрытые конкурсы

Этот тип определения поставщика услуг похож на открытый вариант торгов, но при этом информация об его проведении и организации отправляется узкому кругу претендентов, заранее выбранных организатором мероприятия по своим критериям, необходимым для соответствия требованиям и правилам.

Каждый такой претендент, выбранный организатором конкурсных торгов, должен иметь возможность в полном объеме выполнить все установленные требования.

Срок проведения

Каждый участник, который получил приглашение и принял решение участвовать в нём, в течение трех дней получает официальное уведомление о дате начала мероприятия от заказчика. Оно может быть отправлено только в письменной форме.

Участники, готовые выполнять условия, установленные в официальной документации по тендеру, должны получить приглашения на участие в конкурсе не позднее, чем за 20 дней до момента распечатывания заказчиком конвертов с полученными заявками. В течение этого же времени уведомление о количестве и составе участников должно получить региональное отделение ФАС для проверки.

Рассмотрение заявок производится в течение одного дня в установленную заказчиком дату и протоколы выбора исполнителя направляются претендентам, подавшим заявки, а также в ФАС.

Подача заявок

Она обязательно подаётся в письменном виде и будет рассмотрена только в случаях, когда организация, подающая её, полностью соответствует всем условиям, предъявляемым со стороны заказчика. Заявка также предполагает под собой ознакомление с документацией, сопровождающей требования по закупке.  В таком случае организатор обязан в течение трех дней с момента получения официальной заявки отправить документацию потенциальным контрагентам.

Закрытые конкурсы — особенности и отличия

Извещения об организации конкурса такого типа в Единой информационной системе размещаются за 30 дней или позднее до определённой заранее даты распечатывания конвертов с заявками потенциальных участников. При этом есть ряд законодательно обоснованных случаев, при которых в ЕИС не размещается информация об аукционе:

  • услуги водителей или мероприятия иного типа, оказываемые в рамках ФСИН или судебным учреждениям;
  • работа с Госфондом РФ — транспортировка, охрана или страховка драгоценных металлов или камней для его нужд;
  • аналогичные предыдущему пункту услуги для музейных и исторических ценностей, в том числе привезенных из-за границы или временно предоставленных частными лицами;
  • в случаях, если в рамках заказа есть сведения, составляющие или содержащие государственную тайну.

Подведение итогов

Подведение итогов происходит в течение дня самого конкурса. Итоги не публикуются в ЕИС, но обязательно рассылаются в письменном виде всем участникам конкурсного производства.

В перечень обязательной документации, составляемой по итогам проведения закупок, входит протокол его хода и итогов. В нём указываются порядковые номера претендентов на победу, а также решение о том, по какой причине были рассмотрены или не рассмотрены заявки потенциальных участников. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых отправляется в Федеральную антимонопольную службу.

Управлять закупками разного типа проще вместе с  «Корпос: Управление закупками в 1С»!

Попробовать программу в работе

Оставьте заявку, мы покажем все возможности и предоставим демо версию, чтобы вы оценили на сколько программа вам подходит в базовой поставке.

Мы так же всегда можем обсудить настройку системы под особенности Вашего предприятия.

    Нажимая на кнопку "Оставить заявку" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности персональных данных.