Бюджет закупок

Бюджет закупок в программе Корпос

Бюджет закупок – это один из наиболее важных типов из всех бюджетов предприятия. Являюсь разновидность операционных бюджетов, он играет большую роль в жизнедеятельности предприятия. Рассмотрим более подробно, что из себя представляет бюджет закупок, какие функции выполняет и каким образом составляется.

Что такое бюджет закупок и зачем он нужен

Бюджет закупок
Бюджет закупок

В бюджете закупок содержатся сведения о финансово-экономических показателях, которые свидетельствуют об эффективности бизнес-процесса. С его помощью можно определить необходимое количество материалов, требуемого для изготовления той или иной продукции. Это дает возможность планировать объем закупок на определенный период в сумме и в количестве.

Такие данные берутся из бюджета прямых затрат. При это структура бюджета закупок зависит непосредственно от сложности организации самого бизнес-процесса. Это может быть как один бюджет, так и несколько.

Как правило, он отражает сведения о закупках товаров и коммерческой продукции определенного периода и содержит следующую информацию:

  • объем закупаемой продукции;
  • стоимость товара;
  • общая сумма затрат;
  • количество складских запасов;
  • оборачиваемость товарных запасов;
  • график проведения платежей;
  • сумма задолженности по кредитам;
  • соотношение количества соглашений с предоплатой к общему количеству заключенных договоров.

Основное назначение такого инструмента – обеспечить прозрачность и максимальную управляемость деятельности компании, касающейся проведения закупок. Без знания, что и когда покупать, отсутствует понимание своего бизнеса в целом.

Процедура планирования бюджетов закупок

Планирование бюджетов закупок
Планирование бюджетов закупок

Существует несколько подходов к планированию, когда речь заходит о бюджете закупок. В зависимости от характера экономической деятельности, за основу берется та или иная номенклатура. Предлагаем следующий алгоритм планирования:

  1. Продумать план продаж для всех составляющих элементов, которые необходимо приобрести для его реализации. Когда деятельность заключается в торговле, тут все гораздо проще. Нужно всего лишь взять перечень продаваемых товаров и их количество.
  2. Когда же бизнес касается производства, тут все обстоит немного сложнее. Тогда в первую очередь составляют план производства. Он не обязательно совпадает с планом продаж, так как какая-то часть продукции может быть уже на складе или произведена сверх плана продаж, что обеспечит организацию необходимым количеством страховых запасов.
  3. Далее определяют перечень сырья, материалов и прочих компонентов, которые нужны для производства запланированного объема продукции. Для этого могут также потребоваться и различные услуги, количество которых также по возможности нужно рассчитать.
  4. После того, как собрана информация о всем том, что нужно приобрести, следует проверить, какое количество продукции уже есть на складе. К этой сумме добавляют количество, которое должно остаться на складе на конец периода, и получим план закупок, который ляжет в основу бюджету.
  5. Для того, чтобы разработанный план стал бюджетом закупок, его необходимо оценить. Конечно, сделать это нелегко. Особенно, учитывая, насколько сильно колеблются цены. Но без этого вы не поймете уровень своих затрат, из-за чего будет сложно определить, в плюс или в минус вы работаете.

Когда бюджет закупок готов, можно оценить уровень своих затрат, проанализировать результаты по бюджету доходов и расходов. Возможно, последний придется пересмотреть.

Также корректировки могут потребоваться и бюджету движения денежных средств, так как бюджет закупок влияет и на него. Логично, что чем больше планируется закупок, тем больше, соответственно, потребуется платежей. Это может повлечь за собой необходимость наладить связи с новыми контрагентами, обеспечить организацию новыми источниками финансирования либо просто изменить финансовую политику предприятия.

Регламент бюджетов закупок

Регламент бюджетов закупок
Регламент бюджетов закупок

Контролируя бюджеты предприятия, можно грамотно управлять значительной частью его затрат. Если в компании нет такой системы контроля, то она может нести нецелесообразные расходы, не имея при этом возможности повлиять на ситуацию.

Не менее важно составить бюджет закупок правильно. Для этого существует специальный регламент. Его игнорирование может привести к различным проблемам. Например, к потере денежных средств из-за завышенных цен на закупаемые материалы.

После выявления завышенных цен далеко не всегда можно решить оперативно данный вопрос. Обычно, у компаний есть свои методы снижения цен на закупаемые материалы. Некоторые из них даже разрабатывают целую методику для таких случаев.

При этом, формируя бюджет закупок, важно обратит внимание на следующий момент. На каждом предприятии за проведение закупок может быть ответственным разный сотрудник. Например, в небольших компаниях за эту часть работы может отвечать один человек, в то время как в средних и больших организациях для таких целей могут создавать целые отделы.

Поэтому, работая с бюджетом закупок, нужно учитывать этот нюанс. Все, кто занимаются закупками, существенно влияют на финансово-экономическое состояние компании. Хотя сами по себе закупки тоже бывают разными, и часто требуют для их проведения разной квалификации.

Когда бюджет закупок составляют без участия того или иного отдела, связанного с их проведением, это не только противоречить принципу децентрализации в управленческом процессе, но и может навредить компании. Ведь именно менеджеры по закупкам ведут реальную работу с поставщиками и лучше знают особенности того или иного рынка.

Еще один момент, на который нужно обращать внимание, работая с бюджетом закупок, это точность данных в бюджете производства. Ведь графики закупок сырья и материалов обычно являются основой для графиков производства.

Поэтому важно, чтобы все сотрудники были взаимосвязаны, принимали участие в процессе закупок (каждый в пределах своей компетенции).

Пример составления регламента

Автоматизация составления регламента
Автоматизация составления регламента

Когда речь заходит о бюджете закупок, выделяют следующие функции, актуальные в процессе планирования закупки материалов:

  • отображение планового показателя по остаткам сырья по состоянию на начало периода, по которому проводится отчет;
  • отображение планового показателя по остаткам сырья на конец периода, по которому проводится отчет;
  • состояние сметы по требуемым объемам закупочного материала;
  • формирование бюджета;
  • согласование документации всеми ответственными отделами, ее утверждение.

При этом на этапе учета и контроля процесса закупки актуальными будут другие функции:

  • сбор всех данных о необходимых материалах;
  • разработка положений по будущему бюджету;
  • контроль за использованием выделенных средств;
  • анализ полученных сведений, касающихся использования денежных средств.

Рекомендации по формированию бюджетов закупок

Планирование и расчет бюджетов закупок предполагают проведения анализа целого ряда показателей. Мы рекомендуем обращать внимание на:

  • производственную программу;
  • объем запасов требуемых материальных ресурсов для закупок, а также их расход;
  • потребность персонала в той или иной технике, продуктах или товарах;
  • планы строительства, проведения ремонтных работ и реконструкции сооружения, оборудования и прочих объектов;
  • рыночную стоимость тех или иных товаров, работ или услуг;
  • другие моменты, которые имеют значение, когда речь заходит про бюджет закупок.

Составив бюджет закупок и понимая их объем, можно определить закупки определенной организации у конкретного поставщика. Происходит это по следующему алгоритму:

  • проведение анализа существующих предложений поставщиков на основе рассчитанного количества потребности и времени ее появления;
  • если аналогичный ресурс предлагает несколько поставщиков, преимущество отдают тому, у которого больший ранг контракта закупки;
  • когда возникают ограничения предложения у поставщиков, анализируется возможность провести закупку в другое время;
  • если отсутствуют поставщики запрашиваемых ресурсов, делается допущение, что ресурс приобретен в нужное время и в нужном количестве по базовой цене закупок.

Таким образом, бюджет закупок – очевидная вещь, которую множество предприятий почему-то недооценивают. Тем не менее, именно по бюджету закупок нужно контролировать весь процесс закупок компании. Чтобы облегчить себе процесс его формирования, рекомендуем использовать программу для управления закупками на платформе 1С: Предприятие 8.

Блог

Статьи

 Расторжение контракта: основания и порядок проведения процедуры - фото
автор: Александр Сандульский |
Расторжение контракта: основания и порядок проведения процедуры

Согласно законодательным актам расторжение контракта по 44 ФЗ по соглашению сторон может быть достигнуто при условии обоюдного согласия заказчика и поставщика. Однако […]

 Переторжка и отмена торгов по ФЗ-44 и ФЗ-223 - фото
автор: Александр Сандульский |
Переторжка и отмена торгов по ФЗ-44 и ФЗ-223

Иногда случается, что торги идут не по плану: несостоявшиеся закупки, отмена тендера или назначение переторжки, если сразу несколько поставщиков предложили одинаковые условия […]

 Организация и управление взаимоотношениями с поставщиками в производственных компаниях - фото
автор: Александр Сандульский |
Организация и управление взаимоотношениями с поставщиками в производственных компаниях

Современный отечественный бизнес претерпевает серьёзные изменения и всё больше подстраивается под западную модель, позволяя внедрять в себя эффективные рабочие инструменты, оптимизирующие процесс. […]

 Сроки оплаты контракта по 44 ФЗ - фото
автор: Александр Сандульский |
Сроки оплаты контракта по 44 ФЗ

Государством установлены жесткие требования к исполнению контрактов о закупках, заключённых в рамках 44—ФЗ. Во-первых, заказчик должен заключить контракт с победителем в тендере. […]

 Идентификационный код закупки по 44 ФЗ - фото
автор: Александр Сандульский |
Идентификационный код закупки по 44 ФЗ

Каждый день в России проводятся сотни закупочных процессов. Данные этих процедурах и о  мероприятиях, которые только должны состояться, собраны в единой информационной […]

 Особенности закупок в строительстве - фото
автор: Александр Сандульский |
Особенности закупок в строительстве

Этап закупок — важная составляющая работы любого крупного строительного предприятия. Самым сложным моментом в этом вопросе, пожалуй, выступает определение начальной максимальной цены […]

 Рамочный договор - фото
автор: Александр Сандульский |
Рамочный договор

Рамочный договор: понятие и особенности Понятие рамочного договора появилось в 2015 году с внесением изменений в Гражданский кодекс (ст. 429.1). Под рамочным […]

Попробовать программу в работе

Оставьте заявку, мы покажем все возможности и предоставим демо версию, чтобы вы оценили на сколько программа вам подходит в базовой поставке.

Мы так же всегда можем обсудить настройку системы под особенности Вашего предприятия.

    Нажимая на кнопку "Оставить заявку" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности персональных данных.