В целях стимулирования отечественного рынка радиоэлектронной продукции был принят закон №878. Он предполагает, что муниципальные заказчики некоторых видов электронной техники должны руководствоваться, в первую очередь, интересами российского рынка. Немногим позже был принят законопроект №1432, который выступил в силу в последний день августа 2021 года, он внес изменения в положения, в частности, что теперь принимать заявки на закупки радиоэлектронной продукции можно будет не только отечественных производителей, но и стран Евразийского экономического союза.
Какое оборудование подпадает под закон о национальном режиме
Полностью отказаться от иностранных предложений, стоит в случаях покупки:
- планшетов;
- ноутбуков;
- серверных устройств;
- интегральных микросхем;
- осветительных приборов;
- сантехнических аксессуаров;
- смарткарт;
- мобильных гаджетов.
На все эти позиции закупка радиоэлектронной продукции 44 фз будет под строгим запретом. Если потребовались данные виды техники, то обратиться можно только к российским товарам, или продаваемым на Евразийском экономическом пространстве.
Согласно положениям нового законопроекта, составлен обширный перечень радиоэлектроники, к которой будут применяться ограничения. Они коснутся:
- диодов-транзисторов, электронных компонентов, видеоплат, любых запоминающих информацию технических приборов;
- кассовые терминалы;
- мониторы и проекторы;
- периферийное многофункциональное техническое оснащение (сканеры-принтеры и др.);
- любые части для ЭВМ;
- ТВ-камеры;
- записывающие видео и звук устройства, работающие через серверы, облако, беспроводное соединение;
- все виды антенн и отражателей;
- оповестительные системы (пожарные, противоугонные, охранные и др) и их комплектующие;
- микрофоны и громкоговорители;
- инструменты (геодезические, гидрографические, дальномеры, теодолиты, глубиномеры, термометры, радиометры, тахиметры, спектрометры и другая измерительная техника);
- аппаратура для РЛС;
- системы спутниковой навигации;
- анализаторы и агрегаты для измерения расхода жидкостей;
- медоборудование и запчасти для него (эндоскопы, томографы, рентген-аппараты, для лучевой терапии, электрокардиографы, пульсоксиметры, спирометры и другие, более 30 позиций).
На все перечисленные выше позиции действуют ограничительные меры. Это значит, что при размещении госзаказа, заказчики обязаны отклонить предложения иностранных продавцов, если среди поступивших заявок есть хоть одна из отечественного сегмента и евразийского рыночного пространства.
Как попасть в реестр
Поставщику необходимо обратиться в Минпромторг, чтобы получить соответствующие документы, которые подтверждают российское происхождение конкретного вида оборудования. Для этого необходимо предоставить:
- акт экспертизы ТПП или СТ-1;
- составить заявление согласно установленным нормам;
- копию уставных документов, лицензий, разрешительной документации;
- если есть доля зарубежных комплектующих — сертификаты качества;
- справка с подробными характеристиками изделия.
После сбора всего пакета и подачи заявления, в течение установленного срока будет получено заключение Минпромторга. Оно будет содержать сведения о том, что продукция действительно произведена в России или пункты, требующие уточнения для вынесения решения комиссии.
В течение 3 дней после того, как будет выдано положительное заключение товары будут внесены в реестр, что позволит далее внести его в государственные закупки радиоэлектронной продукции.
Закупки радиоэлектроники 44-ФЗ, как правильно применять реестр
Для поставщиков радио-, электрооборудования все действия сводятся к:
- созданию заявки, в которой указывается, будет ли поставлено оборудование отечественного или иностранного производства;
- если пришел положительный ответ, необходимо подтвердить страны изготовителя сертификатом СТ-1, номером реестровой записи.
Следует учитывать, что если поставки коснутся иностранных производств (исключение товары стран Евразийского экономического союза) они будут отклонены, если было подано хоть одно заявление, предлагающее приобрести приоритетные товары.
Чтобы закупка была совершена, поставщику необходимо предоставить сведения:
- из реестра совокупности технологических баллов, если продукция подпадает под действие закона №719 от 17. 07. 2015;
- реестровую запись евразийского перечня промтоваров за выполнение баллов, по аналогичному закону;
- копию СТ-1.
После этого определяется общая стоимость госконтракта и отдельной единицы. Заказчик рассчитывает показатель коэффициента вариации по предложениям. Если он выше 33%, то он должен отправить дополнительные запросы на ценовые показатели. При этом поставщик все еще будет иметь приоритет перед другими участниками торгов.
Важно учитывать, что в один лот запрещается включать отечественное оборудование и иностранное, чтобы оно входило в перечень поставляемых товаров в рамках одной закупки радиоэлектронной продукции. Также проверяются на предмет соответствия документам и фактические поставки.
Закупка радиоэлектронной продукции постановление правительства по 223-ФЗ
По данному законопроекту также вступили в силу некоторые изменения. Например, товары, включенные в перечень будут иметь значительные преференции перед конкурентами. Продукция российского производства в торгах или конкурсах будет реализована на 30% меньшей стоимости, которую удалось выторговать. Подписание контракта происходит именно на этих условиях, что позволяет сформировать отрыв в ценовом сегменте для отечественных и импортных единиц электротехники.
Особенности допуска иностранной радиотехники
Уже было рассмотрено, как следует действовать поставщику, чтобы иметь возможность по новому законодательству участвовать в государственных тендерах. Осталось рассмотреть, как поступить заказчикам, в случае, если требуемое оборудование подпадает под Постановление №878 и Приказ Минфина №176Н.
Первым делом необходимо определить, входит ли оборудование в перечень, приложенный к данным законодательным актам. Далее определить, является ли товар регулируемым только одним или двумя документами одновременно. Исходя из полученных данных прописываются особые условия для допуска участия к тендеру:
- Указать требование о том, что необходима декларация, подтверждающая нахождение номенклатуры в реестре российского производства (для №878).
- Если товарные единицы находятся только в списке 176Н, указывается условие, чтобы была прописана страна производитель, а также имелась маркировка ЕАС и соответствующий сертификат, для того, что произведено на евразийском пространстве.
- Если товар подпадает под действие обоих актов, то следует учитывать и ограничение, и условие.
При этом нужно иметь ввиду, что преференции не предоставляются если работают ограничения допуска.
Как проводить закупки радиоэлектронной продукции, особенности составления техзадания
При составлении списка требований, предъявляемой к необходимой технике можно дописывать пункты для аукциона, которые не прописаны в КТРУ. Важно, чтобы были указаны обоснования таких условностей. Например, ими может выступать запрет на импорт или есть определенные описания параметров, которые указаны в законодательных актах (в частности 44-ФЗ).
Также есть некоторые особенности, которые касаются допуска импорта. Компания-заказчик может не устанавливать ограничение, если нужного ей вида товара нет в перечне реестра российского производства. Это касается изделий, которые изготовляются только за границей, а аналогичных по функционалу на отечественном и евразийском рынке нет.
Вторым моментом может выступать, если вид товара есть в реестре, но его функциональность не сможет обеспечить все нужды заказчика. Тогда организация оставляет за собой право выбрать иного поставщика, кроме российского и ЕАС.
Однако просто взять и заключить договор на поставку импорта не получится. Необходимо написание обоснования по утвержденному образцу. В нем указываются возможные причины, которые позволят сделать выбор в пользу заграничных поставок. Это было обязательным условием до 31 августа 2021 года, после вступления в силу новых поправок обосновывать решение не обязательно, если есть письменное разрешение Минпромторга.
Чтобы его получить, необходимо обратиться с соответствующим заявлением, однако точного порядка получения такой разрешительной документации до сих пор нет. Поэтому возможны задержки, и многие заказчики стараются заключать контракты, придерживаясь статей законопроекта о национальном режиме или заключая соглашения, прикладывая ЕИС обоснование вместе с извещением о совершении госзакупки. В нем прописываются такие основания:
- всевозможные обстоятельства, вынудившие отдать предпочтение импорту;
- несоответствие класса электроники;
- требования, которым должно соответствовать оборудование;
- характеристики (функционал, эксплуатация, эстетика и др.).
По каждому пункту необходимо внести сведения, чем именно не подошла отечественная продукция и выбор сделан в пользу иностранной техники.
Правила рассмотрения заявок
По нововведениям заказчики теперь не могут принимать заявки поставщиков радиоэлектроники, у которых даже во второй части указана иностранная техника. Необходимо полностью отклонить предложения импортных товаров, если есть хоть одно с российского рынка или ЕАС. Поэтому очень важно, чтобы для участия в государственном тендере создавалось только единственное предложение, включающее отечественных производителей, без намека на иностранных изготовителей.
При этом, когда поставщик будет подавать заявку на участие в торгах, ему нужно указать страну, которая произвела номенклатуру, реестровую запись и баллы локализации. Если балльной оценки не будет, либо она не соответствует требованиям, такие позиции должны приравниваться к заграничным и исключаться из участия в аукционе, торгах, федеральной закупки радиоэлектронной продукции. Обязательно, чтобы остальные товары, которые прошли подтверждение, смогли подтвердить его на этапе исполнения соответствующими сертификатами СТ-1.
Еще одним важным фактором, который может повлечь отклонение является наличие подозрений, что участники торгов в сговоре. Это можно определить по аналогичным типовым документам, а также завышенной стоимости. Создание нескольких участников с аналогичной продукцией автоматически повышает, либо наоборот способно снизить закупочную цену.
Правила приема
Следует понимать, что проверка нужна не только документальная, но и фактическая. При исполнении контракта необходимо контролировать, чтобы не случилось подмены. Это может быть как замена российского товара на аналогичный импортный. В этом случае поставщика можно занести как неблагонадежного и разорвать поставки, с возможностью требования неустойки из-за нарушения договора. Также мошенничество может крыться в том, что заменены будут позиции, которые есть в российском реестре на отечественные аппараты и комплектующие, отсутствующие в нем.
Заключение
Чтобы проводить закупки радиоэлектронной продукции, необходимо ознакомиться с основными положениями законов и внимательно отнестись к ним. В соответствии с возможными нарушениями ФАС может привлечь как исполнителей, так и заказчиков к ответственности по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Штрафы могут достигать нескольких сотен тысяч рублей и более. Поэтому лучше не испытывать судьбу и заключать контракты в рамках положений национального режима, призванного стимулировать развитие радиотехнического рынка страны.
Для автоматизации и облегчения вашего участия в процессе госзакупок мы разработали модуль “Корпос: Управление закупками” на базе программы 1С. Данный инструмент упрощает прохождение всех этапов закупочной деятельности