Новый порядок жалоб на недобросовестных поставщиков по № 44-ФЗ

|

C 1 июля 2021 года вступил в действие новый алгоритм работы с реестром недобросовестных поставщиков (РНП) в рамках закона № 44-ФЗ. Жаловаться в Федеральную антимонопольную службу теперь надо по специальной унифицированной форме, а не в свободной, как это было ранее. Также определены правила по которым ФАС может отказать во внесении поставщика в “черный список”.

Постановление правительства РФ №1078 (от 30.06.2021) “О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации” регламентирует порядок обращения заказчиков о включении информации о недобросовестности поставщиков в соответствующий реестр. А именно - форму обращения и сведения, которые должны быть включены в жалобу. Федеральная антимонопольная служба должна рассматривать такие обращения в течение пяти рабочих дней.

Основания для обращения в ФАС

Нормативный акт содержит перечень оснований по которым можно пожаловаться на недобросовестных поставщиков в ФАС. Заказчики могут подать заявление о включении участника в РНП по трем причинам:

  • уклонение победителя закупки от заключения контракта;
  • нарушение условий контракта, в следствии чего заказчик расторг соглашение в суде;
  • неисполнение или нарушение поставщиком контракта и расторжение его в одностороннем порядке по инициативе заказчика.

Причем заказчики во всех вышеперечисленных случаях обязаны информировать ФАС, иначе им может грозить штрафы.

Сроки и форма подачи жалоб

В случае срыва контрактов заказчики должны обратится в ФАС с жалобой на контрагента в трехдневный срок с момента признания уклонения от подписания или расторжения контракта (регламентируется ч. 4 ст. 104 № 44-ФЗ). Пока заявление о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков направляется антимонопольщикам в бумажном виде.

Однако с 1 апреля 2022 года документооборот между заказчиками и ФАС должны перевести в электронную форму посредством Единой информационной системы (ЕИС). При этом часть данных в обращении будет формироваться автоматически, а в с случае отклонения от установленной формы извещение об этом придет в течение одного часа. Бумажные обращения частично сохранятся, в случае если контракты не были подписаны или расторгнуты, при определении поставщиков на открытом конкурсе, запросом предложений или закрытыми способами.

Когда ФАС имеет право не включить поставщика в реестр

Антимонопольщики на заседаниях специальной комиссии принимают решение - включать того или иного поставщика, на которого поступила жалоба в реестр недобросовестных или нет. Теперь основания для подобных решений будут регулироваться несколько жестче. У контролеров есть три главные причины не включать компании в РНП:

  • нарушение заказчиком алгоритма признания контрагента уклонившимся от заключения контракта;
  • если будет доказано, что поставщик добросовестно стремился к заключению соглашения;
  • неподтвержденные факты значимых нарушений условий контракта или его недобросовестности.

В том случае, если в процессе рассмотрения обращения заказчика в ФАС, компания убедительно докажет, что действовал добросовестно, надзорное ведомство не будет включать ее в реестр недобросовестных поставщиков. В противном же случае, информация из РНП будет удалена автоматически через два года. Также поставщики имеют право оспорить свое включение в “черный список” через суд.

Как составить жалобу на поставщика?

В унифицированной форме, которую можно скачать по этой ссылке, вводятся коды оснований по которым происходит обращение в Федеральную антимонопольную службу.

код 1 — уклонение от заключения контракта;
код 2 — расторжение контракта по решению суда по причине нарушения условий соглашения;
код 3 — расторжение контракта по инициативе заказчика в связи с нарушением его условий.

Остальные поля заполняются согласно инструкции, а также к обращению прилагаются документы доказывающие недобросовестность поставщика.