Главные принципы SRM-систем

|

Эффективное управление поставками: главные принципы SRM-систем

В самом общем смысле, SRM (Supplier Relationship Management), или система управления взаимоотношений с поставщиками, представляет собой стратегию эффективного управления закупками. Внедрение SRM оптимизирует бизнес-процессы заказчиков, сокращает затраты на закупку товаров и услуг, а также выстраивает долгосрочные отношения с самыми лучшими поставщиками. Для практической реализации концепции SRM необходимо решения для автоматизации закупок, в этом качестве может выступить программа «Корпос: Управление закупками в 1С».

Этапы создания системы SRM

Систему управления взаимоотношений с поставщиками придумали чуть менее сорока лет назад в известной консалтинговой компании McKinsey. Авторство концепции приписывается Питеру Краличу. Главная идея заключалась в пересмотре взаимоотношений с поставщиками в том смысле, что они, по его идее, должны быть более тесными. При этом заказчики должны осознать влияние той или иной необходимой им товарной группы на прибыльность компании. Но не просто так, а в связке с пониманием возможных рисков, связанных, например, со срывом поставок в срок или ненадлежащим качеством товаров.

По мысли Кралича, заказчики должны демонстрировать проактивность в управлении закупками, тщательно анализировать статистику и на основе этой информации принимать стратегические решения. В конечном итоге, такой подход помогает найти наиболее эффективных партнеров, удовлетворяющих бизнес-целям компании. Внедрение SRM в любой компании состоит из трех больших этапов:

  • Сегментация поставщиков. Списки партнеров систематизируются в разрезе рентабельности в соотношении с рисками. Выделяются ключевые контрагенты.
  • Формулирование стратегии взаимоотношений с поставщиками. Общий принцип — минимизация затрат на управление взаимоотношениями с малозначительными поставщиками, и наоборот усиленное внимание к стратегическим партнерам.
  • Автоматизация SRM, позволяющая контролировать и анализировать ключевые показатели. То есть непосредственно выполнение намеченной стратегии, которая должна быть основана на некоторой степени взаимопроникновения бизнес-процессов заказчиков и поставщиков.

Таким образом применение управленческой системы SRM значительно упрощает взаимодействие с партнерами, организует рациональный и легко масштабируемый цикл поставок, оптимизируя трудовые, временные и финансовые затраты.

Эффекты SRM

Информационные системы автоматизации взаимоотношений с поставщиками включают в себя самые широкие аналитические возможности для оценки и систематизации поставщиков и обобщения потребностей в закупках. С помощью них выстраиваются стратегии и делаются прогнозы эффективности работы с теми или иными контрагентами. Таким образом решается проблема поиска наиболее оптимальных с точки зрения бизнес-целей компании партнеров.

Возможности SRM
Возможности SRM

Автоматизация процессов SRM значительно сокращает затраты на рутинные закупки, повышает их прозрачность и управляемость, увеличивает конкурентность и стимулирует прохождение всех процедур. Таким образом, можно выделить ряд эффектов от внедрения SRM.

  • Значительная экономия времени на подготовку закупочной документации
  • Упрощение всего цикла закупок как для заказчиков, так и для поставщиков.
  • Минимизация количества ошибок и неточностей при оформлении документов.
  • Повышение результативности взаимодействия с контрагентами.
  • Получение разнообразных аналитических отчетов на основе данных SRM.

Если говорить о конкретных прикладных функциях программ для автоматизации SRM, в том числе и «Корпос: Управления закупками«, то можно отметить некоторые из них:

  • Консолидация потребностей компании позволяет сформировать планы закупок на тот или иной период.
  • Планирование и согласования закупочных процедур;
  • Актуализация базы данных поставщиков;
  • Квалификация контрагентов и проверка их на добропорядочность.
  • Непосредственно закупки и выбор контрагентов;
  • Регистрация поступлений и счетов-фактур;
  • Аналитическая отчетность закупочной деятельности компании.

В целом можно сказать, что система SRM создает взаимосвязь стратегию снабжения компания непосредственно с ее реализацией, реальными бизнес-процессами, что в некотором роде вовлекает поставщиков в работу фирмы. Это позволяет планировать долгосрочные взаимоотношения с партнерами и со временем улучшать их. Информационные технологии выстраивают своего рода мост между заказчиками и поставщиками, координируют все этапы, от выбора контрагента до непосредственно поставок.  Как правило концепция SRM реализуется в крупных компаниях, однако сейчас есть системы автоматизации, в том числе и Корпос, которые позволяют внедрить этот метод в малом и среднем бизнесе.