Обзор специфики государственных, муниципальных и корпоративных закупок
Условие эффективного участия в общественных закупках – принцип суровых рыночных реалий. Стадия формирования экономических взаимоотношений вплотную подошло к тому, что участие в аукционах и конкурсах, проводимых государственными и коммерческими структурами, становится нормой для крупных, средних и даже небольших субъектов предпринимательства.
Покупатель заинтересован осуществить закупку у добросовестного поставщика по выгодной цене. Продавец, со своей стороны, стремится заключить контракт по высокой стоимости. Как в этой ситуации покупателю и организатору найти общий язык? Закупочные процедуры расставят все на свои места, их нужно привести в действие.
Поэтому условия соблюдения соответствующих указаний и правил закупочной деятельности установлены на законодательном уровне. Различные процедуры происходят по очень схожим принципам. Наряду с этим, для каждого из типов организаций законом установлены свои особенности.
Государственные закупки
Партнерские взаимоотношения с государственными органами, которые тратят бюджетные средства, регламентируется Федеральным законом №44 ФЗ или «Закон о контрактной системе». Для соблюдения интересов государства в законе прописаны достаточно жесткие условия по урегулированию этапов закупочной деятельности бюджетных учреждений.
По способам проведения в 44-ФЗ выделяются две группы закупок:
1.Конкурентные закупки – в которых могут участвовать неограниченное число поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Они конкурируют между за заключение контрактов.
- Самый популярный способ — электронный аукцион. Для участия в процедуре требуется подготовить две части заявки. Участник, предложивший низкую цену, признается победителем.
- На втором месте – открытый конкурс. Он отличается сроками проведения. Победителям объявляется тот, чьё предложение окажется наиболее приемлемым по условиям документации.
- Конкурс с ограниченным участием. Предполагает размещение уведомления в ЕИС, выставляя к участникам критерии предквалификационной оценки, на основании которых происходит выбор поставщика. Такие торги проводят в случае закупки технологически сложных товаров.
- Двухэтапный конкурс. На первом этапе происходит прием первых частей заявок с информацией об объекте закупки. Затем заказчик отбирает победителя из числа предварительно прошедших претендентов.
- Иногда проводятся и закрытые конкурсы. В этом случае, информацию о проводимых закупках сообщают предварительно допущенным претендентам на контракт.
- Еще один вид конкурентных закупок это запрос предложений в электронной форме. На первом этапе выбираются лучшие предложения согласно тендерной документации. Побеждает участник, подавший окончательное предложение с улучшенными критериями.
- В случае запроса котировок в электронной форме цена контракта ограничивается 500 000 рублей. Наилучшее ценовое предложение оказывается на первом месте по пути к получению подряда.
2.Неконкурентные закупки – если товары или услуги, требуемые для удовлетворения нужд государственных органов, приобретаются у единственного поставщика или подрядчика.
В отдельных статьях закона особое внимание отводится более узким вопросам, например: «способы борьбы с демпингом», «обоснование начальной материальной цены контракта» и т.д.
Невыполнение 44-ФЗ может привести к штрафам, вплоть до отмены процедуры государственной закупки. Благодаря этому достигается выполнение всех предписаний, а также своевременное обеспечение средств, предусмотренных по условиям контрактов.
Федеральный закон 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» касается заказчиков, уставный капитал которых только частично принадлежит государству. В законе определены главные условия проведения закупок. Они касаются общедоступности информации, запрет на ущемление прав участников и предумышленного ограничения конкуренции, целенаправленное и экономически рациональное расходование средств.
Для определения исполнителя, как правило, проводятся публичные торги в форме аукциона или конкурса. Перед этим госзаказчики разрабатывают свои положение о закупках и размещают информацию на сайте Единой Информационной Системы.
В рамках Закона установлен каталог видов продукции, приобретение которых выполняется в электронной форме. Определен порядок учета завершенных госконтрактов и сформирован перечень недобросовестных поставщиков. Предполагаются ситуации, при возникновении которых, любой респондент имеет право подать жалобу на действия или бездействия уполномоченного органа в государственную антимонопольную службу.
Особенности муниципальных закупок
Под «муниципальными нуждами» понимаются законодательством заказы, оплата которых происходит за средства, находящиеся в бюджете, а также в сторонних источниках. Таким образом, деньги выделяются на решение вопросов местного характера, а также для исполнения отдельных вопросов государственных обязанностей, которые передают в госструктуры самоуправления федеральными законами.
Под муниципальными закупками понимают непрерывную и достаточно сложную процедуру, воплощаемую в жизнь для осуществления потребностей городов и поселков. Процесс муниципальных закупок состоит из нескольких хронологических этапов, которые также предполагают прогнозы, построение четкого плана действий, составление, размещение и его исполнение с систематическим контролем.
За счет увеличения количества муниципальных закупок появляется повышение спроса, который способствует и улучшает качество продукции отечественных производителей, кроме того содействует управлению общеотраслевой и региональной концепцией экономических факторов. Используя метод муниципальных закупок в качестве инструмента, правительство содействует привлечению индивидуальных предпринимателей к влиянию на развитие экономики.
Характеристика корпоративных закупок
Закупочную деятельность негосударственных компаний, с разнообразными организационно-правовыми формами, относят к корпоративным закупкам. Здесь имеется ряд существенных отличий от государственных закупок. Одним из первых и главных различий становится регулирование тендерных процедур Законом №135 «О защите конкуренции».
Юридические лица имеют все возможности самостоятельно организовать или принять участие в тендерах. Кроме того, возможность выступать в роли заказчика и выполнять обязательства наступает при условии, что действие будет осуществляться на одной и той же торговой платформе. При условии избрания частной компании в роли заказчика, действовать придется в соответствии с внутренним уставом тендера.
Для корпоративных заказчиков не предусмотрена обязанность отчитываться за полученные итоги. Они имеют полное право нацеливаться на личную выгоду при принятии выбора в пользу одного из поступивших предложений. Это одно из самых важных отличий от полномочий государственного заказчика.
Более того, отсутствуют любые ограничения при заключении контракта с одним поставщиком в момент проведения публичных соревнований. Такие последствия обусловлены отсутствием прописанных в федеральном законодательстве запретов. В результате очень часто возникает огромный разброс цен, при этом незачем прикрываться бюджетом компании.
Для поиска корпоративных закупок не существует определенного сайта. Организацией торгов коммерческого типа занимаются торговые площадки. Любая из них стремится обеспечить выгодные условия для своих клиентов. В большинстве случаев, торговые площадки имеют хороший пользовательский интерфейс, при этом автоматически выполняется отправка сообщения с приглашением на участие в предстоящих закупках. Однако в первую очередь, поставщику необходимо будет пройти регистрацию и выполнить настройки на последующую рассылку.
Работать с любым видом закупок проще, использую специальную программу управления закупками на платформе 1С: Предприятие 8.