Особенности различных видов закупок

|

Обзор специфики государственных, муниципальных и корпоративных закупок

Условие эффективного участия в общественных закупках – принцип суровых рыночных реалий. Стадия формирования экономических взаимоотношений вплотную подошло к тому, что участие в аукционах и конкурсах, проводимых государственными и коммерческими структурами, становится нормой для крупных, средних и даже небольших субъектов предпринимательства.

Условную роль покупателя сфере публичных торгов исполняет госаппарат или государственная корпорация. Продавцом выступает непосредственно участник закупок. Это может быть коммерческая фирма, частный предприниматель или физлицо. В общем, любые субъекты, кто продает товары, выполняет работы и оказывает услуги. Обязанность руководителя или координатора, берет на себя Министерство финансов и его наделенный полномочиями представитель – Федеральное казначейство. На Федеральную антимонопольную службу возложены контролирующие функции.

Покупатель заинтересован осуществить закупку у добросовестного поставщика по выгодной цене. Продавец, со своей стороны, стремится заключить контракт по высокой стоимости. Как в этой ситуации покупателю и организатору закупки найти общий язык? Закупочные процедуры расставят все на свои места, их нужно привести в действие. Минфин урегулирует ход проведения закупочной деятельности, а ФАС проследит за тем, чтобы все было в рамках закона, без сговора и умышленного ограничения конкуренции

Поэтому условия соблюдения соответствующих указаний и правил закупочной деятельности установлены на законодательном уровне. Государственные, муниципальные и корпоративные закупки происходят по очень схожим принципам. Наряду с этим, для каждого из типов организаций законом установлены свои особенности.

Государственные закупки

Основополагающими нормативными актами, устанавливающими порядок урегулирования деловых отношений, в рамках действующего законодательства, являются федеральные законы 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Государственные закупки
Государственные закупки

Партнерские взаимоотношения с государственными органами, которые тратят на закупки бюджетные средства, регламентируется Федеральным законом №44 ФЗ или «Закон о контрактной системе». Для соблюдения интересов государства в законе прописаны достаточно жесткие условия по урегулированию этапов закупочной деятельности бюджетных учреждений.

По способам проведения в 44-ФЗ выделяются две группы закупок:

1.Конкурентные закупки – в которых могут участвовать неограниченное число поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Они конкурируют между за заключение контрактов.

  • Самый популярный способ — электронный аукцион. Для участия в процедуре закупки требуется подготовить две части заявки. Участник, предложивший низкую цену, признается победителем.
  • На втором месте – открытый конкурс. Он отличается сроками проведения. Победителям объявляется тот, чьё предложение окажется наиболее приемлемым по условиям документации.
  • Конкурс с ограниченным участием. Предполагает размещение уведомления в ЕИС, выставляя к участникам критерии предквалификационной оценки, на основании которых происходит выбор поставщика. Такие торги проводят в случае закупки технологически сложных товаров.
  • Двухэтапный конкурс. На первом этапе происходит прием первых частей заявок с информацией об объекте закупки. Затем заказчик отбирает победителя из числа предварительно прошедших претендентов. 
  • Иногда проводятся и закрытые конкурсы. В этом случае, информацию о проводимых закупках сообщают предварительно допущенным претендентам на контракт.  
  • Еще один вид конкурентных закупок это запрос предложений в электронной форме. На первом этапе выбираются лучшие предложения согласно тендерной документации. Побеждает участник, подавший окончательное предложение с улучшенными критериями.
  • В случае запроса котировок в электронной форме цена контракта ограничивается 500 000 рублей. Наилучшее ценовое предложение оказывается на первом месте по пути к получению подряда.

2.Неконкурентные закупки – если товары или услуги, требуемые для удовлетворения нужд государственных органов, приобретаются у единственного поставщика или подрядчика.

В отдельных статьях закона особое внимание отводится более узким вопросам, например: «способы борьбы с демпингом», «обоснование начальной материальной цены контракта» и т.д.

Невыполнение 44-ФЗ может привести к штрафам для заказчика, вплоть до отмены процедуры государственной закупки. Благодаря этому достигается выполнение всех предписаний, а также своевременное обеспечение средств, предусмотренных по условиям контрактов.

Федеральный закон 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» касается заказчиков, уставный капитал которых только частично принадлежит государству. В законе  определены главные условия проведения закупок. Они касаются общедоступности информации, запрет на ущемление прав участников и предумышленного ограничения конкуренции, целенаправленное и экономически рациональное расходование средств.

Для определения исполнителя, как правило, проводятся публичные торги в форме аукциона или конкурса. Перед этим госзаказчики разрабатывают свои положение о закупках и размещают информацию на сайте Единой Информационной Системы.

В рамках Закона установлен каталог видов продукции, приобретение которых выполняется в электронной форме. Определен порядок учета завершенных госконтрактов и сформирован перечень недобросовестных поставщиков. Предполагаются ситуации, при возникновении которых, любой респондент имеет право подать жалобу на действия или бездействия уполномоченного органа в государственную антимонопольную службу.

Любые нюансы и дискретные вопросы процедуры может урегулировать непосредственно заказчик. В результате, невзирая на некую схожесть, отличия в законодательном регулировании по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут оказаться значительными. 

Муниципальные закупки

По статистике муниципальные закупки являются эффективным средством для улучшения развития экономики страны. Даже невзирая на степень принятия участия в рыночном отношении самого государства. Ряд услуг и закупок товаров обозначают государственным и муниципальным заказом, когда предполагается приобретение товаров, с оплатой на выделяющиеся из бюджета целевые средства.

3-я статья федерального закона № 44  регулирует обеспечение государственных и муниципальных потребностей, подписания договоров между лицами, исполнение обязанностей, оговоренных в заключенных контрактах.

Понятие «муниципальные нужды» рассматривается законодательством, как заказы, оплата которых происходит за средства, находящиеся в бюджете, а также в сторонних источниках. Таким образом, деньги выделяются на решение вопросов местного характера, а также для исполнения отдельных вопросов государственных обязанностей, которые передают в госструктуры самоуправления федеральными законами.

Муниципальный заказ – это непрерывная и достаточно сложная процедура, воплощаемая в жизнь для осуществления потребностей городов и поселков. Он состоит из нескольких хронологических этапов, которые также предполагают прогнозы, построение четкого плана действий, составление, размещение и его исполнение с систематическим контролем.

За счет увеличения количества аналогичных закупок появляется повышение спроса, который способствует и улучшает качество продукции отечественных производителей, кроме того содействует управлению общеотраслевой и региональной концепцией экономических факторов. Используя метод муниципальных заказов в качестве инструмента, правительство содействует привлечению индивидуальных предпринимателей к влиянию на развитие экономики.

Корпоративные закупки

Закупочную деятельность негосударственных компаний, с разнообразными организационно-правовыми формами, относят к корпоративным закупкам. Здесь имеется ряд существенных отличий от государственных закупок. Одним из первых и главных различий становится регулирование тендерных процедур Законом №135 «О защите конкуренции».

Юридические лица имеют все возможности самостоятельно организовать или принять участие в тендерах. Кроме того, возможность выступать в роли заказчика и выполнять обязательства в корпоративных закупках наступает при условии, что действие будет осуществляться на одной и той же торговой платформе. При условии избрания частного предприятия в роли заказчика, действовать придется в соответствии с внутренним уставом тендера.

При проведении государственной закупочной процедуры заказчик должен публиковать подготовленные планы закупок на сайте Единой информационной системы. Вслед за этим он должен составить алгоритм действий, и опубликовать сведения о заявленных тендерах. Возникает обязанность представить обоснование цены контракта и предусмотреть обязательное соблюдение эквивалентности продукта.

Для корпоративных закупок эти принципы не актуальны, так как заказчики устанавливают любые правила проведения торгов.  Дополнительно стоит отметить одно из отличий, которое заключается в незнании поставщиком особенностей отбора. Таким образом, главной движущей силой в данном виде закупок становится регламент существующего рынка.

Корпоративные заказчики не обязаны отчитываться за полученные итоги. Они имеют полное право нацеливаться на личную выгоду при принятии выбора в пользу одного из поступивших предложений. Это одно из самых важных отличий от полномочий государственного заказчика.

Более того, отсутствуют любые ограничения при заключении контракта с одним поставщиком в момент проведения публичных соревнований. Такие последствия обусловлены отсутствием прописанных в федеральном законодательстве запретов. В результате очень часто возникает огромный разброс цен, при этом незачем прикрываться бюджетом предприятия.

Для поиска корпоративных закупок не существует определенного сайта. Организацией торгов коммерческого типа занимаются торговые площадки. Любая из них стремится обеспечить выгодные условия для своих клиентов.  В большинстве случаев, торговые площадки имеют хороший пользовательский интерфейс, при этом автоматически выполняется отправка сообщения с приглашением на участие в предстоящих закупках. Однако в первую очередь, поставщику необходимо будет пройти регистрацию и выполнить настройки на последующую рассылку.

Советы новичкам

Начинающим поставщикам, полезно знать следующее:

  1. Определяющими документами в тендерных закупках являются Федеральные законы №44 и №223. Наиболее популярный способ определения поставщика — электронный аукцион.
  2. Любые проводимые процедуры в обязательном порядке публикуются на сайте Единой информационной системы. Наряду с этим все они дублируются на одной из восьми ЭТП. Заказчики могут размещать коммерческие предложения либо на своих сайтах либо сторонних на коммерческих площадках.
  3. Перед тем, как принять участие в торгах, убедитесь что на предлагаемые продукты или услуг есть спрос. Подберите торги из своей сферы деятельности либо по ОКПД 2.
  4. Очень важно грамотно настроить запрос, для подбора только нужных закупок и отсеивания всего лишнего. При сортировке можно применять ключевые фразы, ОКПД либо отрасль, обозначить регион. С целью оптимизации поиска, рекомендуется сохранить часто задаваемые формулировки в качестве шаблона, и оформить подписку на получение уведомлений.
  5. Учитесь обнаруживать скрытые тендеры. Есть такие заказчики, которые наловчились ограничивать круг потенциальных участников, с помощью различных уловок, но эти препятствия можно обойти. Ответы на часто задаваемые вопросы есть возможность прочитать на сайте ЕИС в разделе «Вопросы и ответы».
  6. Платформа «Сбербанк-АСТ» также раскрывает детально проработанные инструкции неопытным пользователям.
  7. Внедрение специального программного обеспечения для автоматизации закупок поможет вам избежать многих проблем и упрощает рабочие процессы. 

На начальном уровне, все вышесказанное поможет получить представление о реальных процессах государственных, муниципальных и коммерческих закупок.