Особенности различных видов закупок

|

Государственные закупки, муниципальные закупки, корпоративные закупки - обзор видов и особеностей закупочной деятельности

Компании, проводящие закупки, должны соблюдать установленные на законодательном уровне соответствующие условия и правила. Для каждой из государственных, муниципальных, корпоративных организаций существует ряд нюансов. Однако они все выстраиваются на действующем законодательстве Российской Федерации, а именно федеральных законах 44 и 223 о закупках. По этой причине, прежде чем приступить непосредственно к процедуре закупок, следует рассмотреть особенности различных выдов закупок для каждой сферы деятельности.

Государственные закупки

Основным документом, устанавливающим порядок выполнения деловых отношений между партнёрами при государственных закупках, являются два федеральных закона. 44-ФЗ описывает процесс проведения государственных закупок (также муниципальных), на основе которых удается выстраивать поэтапный процесс исполнения самой процедуры. Некоторые из пунктов отдельно посвящены узким вопросам, вроде «способов борьбы с демпингом», обоснование НМЦК например. Согласно установленным правилам, прописанным в 44-ФЗ, невыполнение установленных правил влечет за собой отмену государственной закупки и наложение штрафных санкций на владельца организации-заказчика. Посредством этого удается достичь выполнения всех правил, а также своевременного внесения средств в контракты.

223 Федеральный Закон о закупках распространяется на больший круг заказчиков.  Предоставляется широкий выбор площадок для своей деятельности. Все нюансы и отдельные вопросы процедуры могут быть урегулированы непосредственно заказчиком. В конечном итоге, несмотря на сходство, разница в законодательстве может быть достаточно существенной, что, в свою очередь, требует от заказчиков тщательного рассмотрения документации.

Согласно последним правкам, 44-ФЗ дополнился рядом правил, которые распространяются на:

  1. Открытый конкурс.

Победителем тендера после анализа всех поступивших заявок становится тот, кто выдвинул наиболее выгодные условия договора.

  1. Ограниченный конкурс.

Подразумевает размещение уведомления в ЕИС, выдвигая к участникам ряд критериев, по которым происходит отбор. Посредством такого решения, отбор победителя происходи из ранее «просеянного» числа людей. Данное решение рекомендуется принимать в случае заказа технологически сложных продуктов.

  1. Конкурс в два этапа.

На первом этапе происходит выбор определённых участников, после чего происходит отбор из прошедших, где победителем является тот, кто выдвинул наиболее выгодные условия.

Существует возможность участия в закрытых конкурсах, которые осуществляются по предварительному допуску. Данные о государственных закупках сообщают отдельным лицам, после чего ведется отбор из узкого круга.

Муниципальные закупки

Согласно собранной статистике, было установлено, что муниципальные закупки являются эффективным средством для улучшения развития экономики страны, невзирая на степень принятия участия в рыночном отношении самого государства. Как правило, рядом услуг и закупкой товаров часто обозначают государственные и муниципальные заказы. Применение подобного обозначения предполагает приобретение продукта, оплату услуги, финансы на которые выделяются из бюджета.

3-я статья федерального закона № 44 Российской Федерации регулирует обеспечение государственных и муниципальных потребностей, подписания договоров между лицами, исполнение обязанностей, оговоренных в заключенных контрактах.

Понятие «муниципальные нужды» рассматривается законодательством, как заказы, оплата которых происходит за средства, находящиеся в бюджете, а также в сторонних источниках. Таким образом, средства могут быть выделены на решение вопросов местного характера, а также для исполнения отдельных вопросов государственных обязанностей, которые передают в госструктуры самоуправления федеральными законами.

Другими словами, муниципальный заказ – процесс, воплощающийся в жизнь для выполнения муниципальных нужд, который является достаточно сложным и непрерывным. Он состоит из нескольких последовательных этапов, которые также подразумевают прогнозы, выстраивание четкого плана деятельности, формирование, размещение и его выполнение с постоянным контролем.

Посредством роста подобных закупок происходит возрастание спроса, который поддерживает и способствует улучшению качества продукции отечественных производителей, а также управлению отраслевой и региональной системой экономических факторов. Применяя метод муниципальных заказов в качестве инструмента, государство способствует привлечению частных предпринимателей к воздействию на развитие экономики.

Корпоративные закупки

К корпоративным закупкам можно отнести закупки негосударственных компаний, которые имеют разные организационно-правовые формы. Существует ряд отличий от государственных закупок. Одним из первых и ключевых отличий становится регулировка тендеров законом 135 о защите конкуренции.

Коммерческие организации могут собственными силами организовывать или принимать участие в тендерах. Помимо этого, существует возможность выполнения корпоративных закупок и выступления в роли заказчика при условии, что все будет происходить на одной торговой площадке. В случае выбора коммерческой организации в роли заказчика возникает потребность действовать согласно внутренним уставам тендера.

В процессе госзакупок заказчик обязан опубликовывать составленные планы закупок на ЕИС, в том числе, на данном сайте он должен составлять порядок действий и объявлять сведения о заявленных тендерах. Появляется необходимость предоставлять обоснованность стоимости контракта и предусматривать наличие эквивалента требующегося продукта.

При корпоративных закупках данные правила неактуальны. Заказчик самостоятельно может выдвигать свои правила. Дополнительно стоит отметить одну из отличительных черт, которая заключается в незнании поставщиком всех особенностей, при этом он знает о действующей системе отбора среди участников. Таким образом, главной движущей силой в данном виде закупок становится регламент существующего рынка.

Из вышеприведенной информации следует, что корпоративный заказчик не обязан предоставлять отчетность за полученные результаты, в его праве ориентироваться на личную выгоду при осуществлении выбора какого-либо из представленных предложений. Это является одним из ключевых отличий от государственного заказчика.

Помимо этого, не существует никаких ограничений при подписании контракта с одним поставщиком в момент проведения органичных соревнований. Данные условия обуславливаются отсутствием прописанных ограничений в федеральном законодательстве. Как следствие, не редко возникает многообразие в ценовом различии, причем нет необходимости прикрываться бюджетом компании.

Поиск корпоративных закупок происходит не по определенному сайту (его просто не существует). Организации торгов коммерческого типа осуществляют торговые площадки. Каждая из них старается предоставить наиболее удобные условия, чтобы выполнить поиск заявленных тендеров. Как правило, торговые площадки такого типа имеют не трудный интерфейс, при этом выполняется авто-отправка приглашения на участие в будущих закупках. Но прежде чем это осуществить, поставщику потребуется зарегистрироваться и осуществить настройки на последующую рассылку.

Советы новичкам

Для начинающих поставщиков, решивших принять участие в госзакупках, пригодится следующая информация:

  1. Осуществление закупок основывается на 44 и 223 федеральных законах.
  2. На многие вопросы можно найти ответы на сайте ЕИС и в отдельном разделе «Вопросы и ответы», посвящённому новичкам.
  3. Площадка «Сбербанк-АСТ» предоставляет детально проработанные правила для новичков в закупках, что позволит лучше разобраться в них. Имеются видеоматериалы, которые обучат поставщиков всем необходимым нюансам.
  4. Использование программного обеспечения для автоматизации закупок позволит избежать многих очевидных проблем.

Все вышеизложенное позволит приобрести большее понимание на начальном уровне, тем самым сделав процесс государственных, муниципальных и коммерческих закупок намного проще.