Закупки в строительстве

Особенности организации закупок строительными компаниями

Закупки строительными компаниями
Закупки строительными компаниями

Строительство – специфическая сфера, которая считается одной из наиболее рискованных среди всех видов бизнес-деятельности. Поэтому, чтобы наладить свою работу на эффективных и прозрачных условиях, все компании, занимающиеся такой деятельностью, рано или поздно понимают необходимость формализации процесса выбора поставщиков, выработке определенных критериев их отбора, а также установления контроля за выполнением контрактов. Благодаря здоровой конкуренции существует возможность выбрать оптимальное соотношение цены и качества и, что немаловажно, избежать коррупционных рисков.

Нормативная база

Система всех торгов, в том числе и в строительстве, регулируется двумя основными нормативными актами, которые применяются в зависимости от правовой формы застройщика. Большинство строительных компаний не подпадают по действия основных законов о закупках:

  • № 44-ФЗ, регламентирующий особенности проведения закупок для государственных и муниципальных нужд;
  • № 223-ФЗ, касающийся коммерческих торгов.

Действие первого норматива распространяется на государственные, муниципальные, казенные учреждения. Он содержит более жесткие условия и требования к проведению торгов. Второй закон регулирует проведение закупок отдельными категориями юридических лиц. Среди них предприятия, отвечающие за электро-, водо-, газоснабжение.

Особенности проведения закупок в сфере строительства

Особенности закупок в строительстве
Особенности закупок в строительстве

Закупки в строительстве могут представлять собой как конкурентные, так и неконкурентные процедуры определения наиболее подходящего исполнителя для выполнения ремонтных, реконструкторских, восстановительных и иных работ, которые требуются заказчику.

Компаниям предоставляется определенная свобода, когда речь заходит о проведении закупок в строительстве. Единственное правило, чтобы данная процедура не противоречила нормам гражданского законодательства, а также правилам добросовестной конкуренции.

Частные фирмы наиболее часто отдают предпочтение проведению открытых или закрытых торгов, а также аукционов. Рассмотрим более подробно все этапы организации тендера.

Подготовка, как правило начинается с формирования укрупненного графика затрат, сбора заявок от потенциальных партнеров, поиска вариантов проведения поставок, а также контроля над всеми этими процессами. Отметим, что при помощи сервиса «Корпос: Управление закупками для 1С» можно автоматизировать все вышеперечисленные процедуры.

План закупок составляют исходя из потребностей компании в определенных строительных материалах, а также сроков выполнения работ. Такое планирование производится на основе сметной документации, поэтому важно, чтобы она была в порядке. Если предприятие проводит строительные работы сразу на нескольких объектах, такие планы нужно составлять отдельно по каждому из них.

План закупок в строительстве
План закупок в строительстве

Но иногда возможны и такие ситуации, когда работу по строительству проводятся в оперативном режиме, из-за чего в планы очень быстро вносится множество корректив. В таком случае удобнее каждую неделю получать заявки на проведение той или иной закупки уже непосредственно на объекте. Их нужно собирать по каждому объекту, чтобы потом проще было формировать рабочий план закупок.

  1. Важным этапом является определение оптимальной цены на товары и услуги. Для этого в автоматизированную систему вносят начальные максимальные цены (НМЦК). Существует множество способов их определить: нормативный, тарифный, затратный, сопоставление рыночных цен и т.д. С их помощью можно будет быстро оценивать выгодность предложений, поступающих от поставщиков.
  2. Далее необходимо провести согласование конкурсной документации с профильными подразделениями фирмы, которые за нее отвечают. Каждый специалист проверяет свой участок работы. Инженеры, например, техническое состояние оборудования, юристы – правовые нюансы сделки, возможные риски. Благодаря программе «Корпос: Управление закупками для 1С» все процессы согласования можно проводить автоматически в электронном режиме.
  3. После всего весь перечень нужных компании товаров и услуг объединяется в единый график. Его удобно синхронизировать с каждым отдельным этапом строительных работ. Благодаря современным системам автоматизации можно согласовывать конечный вариант плана и обмениваться данными с внешними системами. Используя календарное планирование, легко управлять датами поставок, а при необходимости вносить в них нужные изменения.

Способы проведения тендеров по строительству

Способы проведения тендеров по строительству
Способы проведения тендеров по строительству

Как уже было отмечено, при проведении коммерческих тендеров нормативами не устанавливаются какие-то жесткие либо специальные требования к документации. Единственное, нужно, чтобы она была максимально понятной вашим контрагентам. Если потенциальные партнеры постоянно пытаются уточнить какие-то детали, значит, в тендерную документацию нужно внести уточнения.

После того как все лоты уже сформированы, можно переходить к выбору способу проведения закупок, а также площадки, которая будет для этого использоваться.

Здесь есть несколько вариантов. Например, можно заняться поиском подходящих поставщиков на электронных торговых площадках, где проводятся онлайн аукционы. На них, как правило, можно разместить практически любой тендер. Чтобы зарегистрироваться, потребуются уставные документы компании, а также электронная цифровая подпись.

Среди наиболее крупных коммерческих площадок выделяют:

  • Сбербанк — АСТ;
  • РТС-Тендер;
  • ОАО Единая Электронная Торговая Площадка (Росэлторг).
Способы закупок в строительстве
Способы закупок в строительстве

В контрактной системе подрядные торги бывают нескольких типов:

  • Электронный аукцион;
  • Электронный запрос котировок (НМЦК не должно превышать 3 млн руб.);
  • Электронный конкурс с ограниченным участием (используют, когда необходимо закупить особо опасные, технически сложные или уникальные объекты капитального строительства).

Обратите внимание, что для каждой из вышеперечисленных процедур нужно подготовить свой пакет документации. Отличаются также сроки и некоторая специфика их проведения.  Перед участием в любых торгах, рекомендуем ознакомиться с нормативной базой.

Кто вправе участвовать в торгах

Тендеры на постройку различного рода зданий и сооружений могут проходить как в открытом виде, так и с ограниченным участием. В первом случае претендовать на выполнение заказа может любой желающий участник. При этом даже не нужно иметь пропуск от СРО.

Торги с ограниченным участием обычно проводят при строительстве:

  • Особо опасных или сложных с технической точки зрения объектов;
  • Искусственных дорожных сооружений;
  • При максимальной цене контракта свыше 150 млн. руб.

Для того чтобы заниматься вышеперечисленными работами, нужен специальный допуск. Для его получения нужно войти в СРО и пройти аккредитацию с целью подтверждения наличия в штате квалифицированного персонала.

Определение благонадежности поставщика

Определение благонадежности поставщика
Определение благонадежности поставщика

Многие компании, прежде чем начать сотрудничество с потенциальным контрагентом, проверяют его на благонадежность. Это нормальная практика в мире бизнеса, и пренебрегать ею не стоит. Рекомендует выработать свой собственный список критериев, по которым в дальнейшем проводить проверку каждого нового партнера.

В первую очередь нужно убедиться в его официальном оформлении и законности работы. Потом фирму проверяют на платежеспособность, наличие на ней непогашенных кредитов или других невыполненных обязательств. Существует своеобразный черный список, так называемый реестр недобросовестных поставщиков. Важно, чтобы вашего контрагента в нем не было.

Программа «Корпос: Управление закупками для 1С» автоматически проводит проверку поставщика на добросовестность. Следует обратить внимание, что, когда компания занимается осуществлением коммерческих поставок, попасть в этот черный список она не может. Поэтому часто предприятия ведут свои внутренние реестры, давая оценку надежности тому или иному поставщику.

Для проведения максимально полной и качественной оценки поставщика используют как внутренние показатели его работы (выполнение графика поставок, количество полученной бракованной продукции), так и внешние. Наш сервис позволяет узнать много важной информации и поставщике: объемы его выручки, среднюю численность сотрудников, наличие задолженностей по налоговым выплатам, а также участие в судебных разбирательствах. В программу уже интегрирована специальная система контроля за основными показателями действующих и потенциальных контрагентов.

Найдя подходящего партнера и заключив с ним соглашение, возникает необходимость установить контроль за исполнением всеми сторонами сделки своих обязательств, выполнением графиков оплат и поставок. Следить за всеми этими процессами в автоматизированном режиме можно при помощи специальных систем, таких как «Корпос: Управление закупками для 1С».

Оформление контракта

Оформление контракта
Оформление контракта

Проект контракта можно разрабатывать уже после того, как готова закупочная документация. Для этого можно использовать типовые контракты либо типовые условия. Их можно найти в Приказе Минстроя от 14.01.2020 года № 9/пр.

Если же работы по строительству не подпадают под типовые, следует разработать свой проект. При этом следует руководствоваться общими законодательными нормами, а также потребностями заказчика. Вместе с проектом договора также нужно подготовить:

  • Условия проведения оплаты согласно каждому этапу выполненных работ;
  • График выполнения и оплаты строительных работ;
  • Проектно-техническую документацию, которая отображает предмет и объемы контракта.

Сам документ стороны подписывают не ранее, чем через 10 дней после публикации в системе итогового протокола. Если имел место запрос котировок, то такой срок сокращается до 7 дней. Никаких особых требований и условий для заключения строительного контракта законодательством не предусмотрено.

Цепочка поставок в строительстве

Цепочка поставок в строительстве
Цепочка поставок в строительстве

Многие строительные фирмы стремятся наладить так называемое управление цепочкой поставок. Ведь последние существенно отличаются от своих аналогов, предположим, в производственной сфере. Здесь структура цепочки фрагментирована, информация между компаниями передается довольно медленно, а уровень конкуренции большой.

Поэтому возникает необходимость автоматизировать процесс управления поставками на всех этапах их проведения. В противном случае руководителям часто приходится полагаться на эффективность подрядчиков и поставщиков, поскольку по-другому достичь целей проекта практически невозможно.

Возможности программы Корпос

Возможности программы Корпос
Возможности программы Корпос

Отметим ряд возможностей, которые наш сервис может предложить строительству:

  • Объединение всех закупок отдельно по каждому объекту строительства с установлением контроля за каждым этапом всей процедуры, начиная с момента подачи заявки и заканчивая поступлением товара на склад;
  • Установление контроля за закупками, в том числе относительно их планирования и финансирования;
  • Обеспечение контроля за складскими остатками, нормирование ТМЦ под стандартные операции;
  • Налаживание долгосрочного стратегического партнерства с основными поставщиками.

Программу «Корпос: Управление закупками для 1С» можно настроить для работы как отдельной системы, чтобы обмениваться нужной информацией с другими сервисами ведения бухгалтерского учета. Также есть возможность встроить в ее функционал конфигурацию «1С:Бухгалтерия 8 (ред.3)».

Веб сервис мониторинга цен
Веб сервис мониторинга цен

Также наш продукт поставляют сразу с комплектом веб-сервисов, которые служат для помощи при проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента. Так, благодаря им можно мониторить уровень рыночных цен на нужные товары, а также наладить обмен электронными документами.

Блог

Статьи

 Расторжение контракта: основания и порядок проведения процедуры - фото
автор: Павел Чернышов |
Расторжение контракта: основания и порядок проведения процедуры

Согласно законодательным актам расторжение контракта по 44 ФЗ по соглашению сторон может быть достигнуто при условии обоюдного согласия заказчика и поставщика. Однако […]

 Переторжка и отмена торгов по ФЗ-44 и ФЗ-223 - фото
автор: Павел Чернышов |
Переторжка и отмена торгов по ФЗ-44 и ФЗ-223

Иногда случается, что торги идут не по плану: несостоявшиеся закупки, отмена тендера или назначение переторжки, если сразу несколько поставщиков предложили одинаковые условия […]

 Организация и управление взаимоотношениями с поставщиками в производственных компаниях - фото
автор: Павел Чернышов |
Организация и управление взаимоотношениями с поставщиками в производственных компаниях

Современный отечественный бизнес претерпевает серьёзные изменения и всё больше подстраивается под западную модель, позволяя внедрять в себя эффективные рабочие инструменты, оптимизирующие процесс. […]

 Сроки оплаты контракта по 44 ФЗ - фото
автор: Павел Чернышов |
Сроки оплаты контракта по 44 ФЗ

Государством установлены жесткие требования к исполнению контрактов о закупках, заключённых в рамках 44—ФЗ. Во-первых, заказчик должен заключить контракт с победителем в тендере. […]

 Идентификационный код закупки по 44 ФЗ - фото
автор: Павел Чернышов |
Идентификационный код закупки по 44 ФЗ

Каждый день в России проводятся сотни закупочных процессов. Данные этих процедурах и о  мероприятиях, которые только должны состояться, собраны в единой информационной […]

 Особенности закупок в строительстве - фото
автор: Павел Чернышов |
Особенности закупок в строительстве

Этап закупок — важная составляющая работы любого крупного строительного предприятия. Самым сложным моментом в этом вопросе, пожалуй, выступает определение начальной максимальной цены […]

 Рамочный договор - фото
автор: Александр Сандульский |
Рамочный договор

Рамочный договор: понятие и особенности Понятие рамочного договора появилось в 2015 году с внесением изменений в Гражданский кодекс (ст. 429.1). Под рамочным […]

Попробовать программу в работе

Оставьте заявку, мы покажем все возможности и предоставим демо версию, чтобы вы оценили на сколько программа вам подходит в базовой поставке.

Мы так же всегда можем обсудить настройку системы под особенности Вашего предприятия.

    Нажимая на кнопку "Оставить заявку" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности персональных данных.