Определение поставщика можно выполнить различными способами, которые принято разделять на конкурентные и не конкурентные. К конкурентным способам определения поставщиков, в соответствии с нормами закона относятся все виды конкурсов, аукционов, запрос котировок и запрос предложений. Конкурентными их называют потому, что они максимально открыты для потенциальных участников рынка.
Система Корпос позволяет автоматизировать определение поставщика. Программа упрощает документооборот закупочной документации, позволяет контролировать график процедур, упрощает формирование документов за счет использования шаблонов.
Конкурентные способы определения поставщиков подрядчиков
Посредством конкурентных способов определения поставщика происходят, так называемые, конкурсы между потенциальными поставщиками за возможность подписать контракт. При этом в обязанности организатора входит обеспечение исполнителям равных прав.
Между конкурентными способами определения поставщиков выделяют несколько отличий:
- случаи, когда их могут использовать;
- процедура подачи заявок;
- сроки размещения тендерной документации и рассмотрения поданных заявок:
- критерии, согласно которым определяются поставщики-победители.
Конкурентные формы — это конкурсы, запросы котировок и предложений, а также аукционы.
Открытые конкурсы
В конкурсе победителем признается тот, кто предложит наилучшие условия исполнения контракта. Заявка оценивается по нескольким показателям (критериям оценки). Особенности открытых способов проведения конкурса представлены ниже.
Открытый конкурс Заказчики вправе прописывать свои требования к содержанию поступающих им предложений. Требования к участию едины. В рамках одного открытого конкурса можно закрыть сразу несколько разноформатных потребностей (закупить технологически и функционально разные ТРУ). Участники вправе подавать запросы на предоставление им конкурсной документации и на разъяснение нюансов прописанных в ней положений. Участник может участвовать при вскрытии конверта с результатом. Предложения участников размещаются в ЕИС вместе с протоколом вскрытия.
Открытый конкурс с ограниченным участием Помимо единых требований к участию допускаются лица по дополнительным требованиям. Такой конкурс проводится, когда поставку товаров и услуг из-за их специфики могут проводить только узкоспециализированные исполнители. Поэтому к основной части конкурса допускаются участники, прошедшие предквалификационный отбор (по доптребованиям)
Открытый двухэтапный конкурс Предполагает возможность установления единых и дополнительных требований для участия. Произвести так закупку получится при соблюдении определенных условий: когда одна из целей подписания контракта входит в определенный перечень (проведение научных изысканий, энергосервисное обслуживание, создание произведений искусства, литературы и пр.), а хар-ки объекта закупки уточняются заказчиком с участниками. После обсуждения заказчик вправе внести коррективы в описание объекта закупки. Поэтому работа ведется в 2 этапа.
Аукционы
В аукционах победителем признается тот, кто предложил наименьшую цену контракта. Это единственный критерий оценки. Участвующие вправе подавать предложения по ценам несколько раз, чем обеспечивается их состязание.
Все более широко распространенным в сфере по закупкам в последнее время является электронный способ определения поставщика.
Электронный аукцион Аукцион обязателен для проведения закупок конкретных товаров и услуг (пищевые продукты, текстильные изделия, строительные работы и т.д.) по распоряжению Правительства 471 от 2016 года. Проведение аукциона обеспечивает оператор электронной площадки. По 44 ФЗ определено 5 электронных площадок: Сбербанк, АСТ, RTS-tender, ЭТП ММВБ «Госзакупки», Zakaz RF, Единая электронная торговая площадка. Весь документооборот ведется в электронном виде. Определить квалификацию исполнителя заказа заранее не получится, но все участники имеют аккредитацию. То есть допускаются к участию.
Запрос котировок
Запрос котировок Проводится независимо от товарных категорий, работ или услуг, когда нужно быстро провести небольшую по стоимости закупку. В данных обстоятельствах победителем выступает лицо, предложившее самую низкую цену контракта. Стоимость в котировочной заявке указывается единожды (это единственный критерий для оценивания). Этим рассматриваемый способ отличается от аукционного. Чем цена ниже, тем больше шансов на победу. Также заказчику нельзя устанавливать свои требования по содержанию предложений, а исполнители не могут запрашивать об уточнении положений заказа.
Для обоснования такой формы проведения закупки, следует обратить внимание на следующие моменты:
- требуемые ТРУ должны быть в перечне продукции для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- действует ограничение суммы заказа;
- НМЦК не превышает 50 тыс. руб.
Запрос предложений
Запрос предложений Победителем становится тот участвующий субъект, который направил окончательное предложение, максимально подходящее под требования заказчика. В этом есть схожесть с понятием конкурса, но в упрощенной форме. Здесь разрешено устанавливать свои критерии оценки претендентов и требования к содержанию заявки.
В законе 44-ФЗ прописан ряд условий для выбора такого способа:
- аукцион, открытый, двухэтапный, конкурс с ограниченным участием, проводимые через ЭТП, считаются несостоявшимися;
- покупается жилье для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, числящихся собственниками квартир;
- приобретается спортивный инвентарь, оборудование для олимпийских и паралимпийских сборных;
- приобретаются лекарства, назначенные решением врачебной комиссии;
- целью закупки услуг является защита интересов РФ в судебных органах других стран, международных судах, арбитраже;
- предметом тендера выступает продукция народного промысла;
- торги проводятся после одностороннего отказа заказчика от исполнения условий договора.
Особенности закрытых способов
Актуальны, когда в сведениях по заказу содержится гостайна, когда требуется перевозить средства из госфонда или обеспечить обслуживание судей и приставов. А также при покупке, транспортировке и охране музейных ценностей. Следует согласовать их проведение с контролирующим органом.
Во время таких способов определения поставщика все данные о проведении, сроках, цене и содержании договора передается только ограниченному кругу участников. При этом последние должны обладать всеми возможностями, чтобы оказать требуемые организатору закупки услуги.
Закрытые способы определения поставщиков
Неконкурентные способы выбора поставщика
Такие методы предполагают, что заказчик сам выходит с предложением (контрактом) к конкретному исполнителю.
Закупка у единственного поставщика Закупка таким способом осуществляется заказчиком на сумму, не больше 100 тыс.руб. За год сумма не должна перейти планку в 2 млн. либо 5% от суммарного годового объема закупок. Это правило не распространяется на выкуп товаров, работ или услуг для сельских поселений. Ситуации, когда заказчик вправе делать такой заказ: оказание услуг по отправке персонала в командировку, заключение договора по обеспечению электроэнергией, на оказание услуг по ремонту и содержанию помещений (если оно находится в пользовании на безвозмездной основе или в оперативном управлении).
Независимо от того, необходимо ли вашему предприятию соблюдать законодательство, прозрачность закупочных процедур позволяет значительно повысить эффективность компании.
В отличии от 44 ФЗ, регулирующего государственные и муниципальные закупки, в нормативе 223 ФЗ нет четко установленного перечня неконкурентных процедур. Каждая отдельно взятая категория заказчиков самостоятельно определяет наиболее подходящий для них способ. Но при этом не следует забывать учитывать нормы о защите конкуренции.
Документы для определения поставщика
Выбирая один из способов определения поставщиков, заказчики отмечают сведения о промежуточных этапах, на которых отбираются поставщики:
- рассмотрение поданных заявок;
- итоговые решение комиссии.
Когда данная документация готова и подписана, ее размещают ЕИС в сроки, установленные законодательством. Помимо этого, торговая площадка в автоматическом порядке размещает протоколы хода торгов и подачи окончательных предложений.
Но существует ряд исключений, когда протоколы не обнародуют. Среди них:
- технические сбои на площадке;
- заказчик не может применить электронную подпись;
- тендер отменен;
- в действиях заказчика выявили признаки мошенничества;
- компанию ликвидировали;
- изменены даты подведения итогов.
Особенности обоснования способа определения поставщика
При обосновании решения о способе определения поставщика организатор мероприятия дает пояснения, по каким именно причинам была выбрана та или иная конкретная процедура. Если контролирующие органы в ходе проверки выявят какие-то нарушения, они вправе признать закупку необоснованной.
При выборе конкретных способов определения поставщика необходимо учитывать следующие критерии:
- предмет торгов;
- условия, прописанные в договоре закупки;
- НМЦК;
- нормы законодательства.
Ответственность в случае неправильного определения поставщика
При работе с закупками большое внимание уделяется именно ответственности в данной сфере. Это помогает установить дисциплину для всех сторон соглашения. Поэтому при нарушении порядка выбора способа определения подрядчика на законодательном уровне установлены следующие штрафные санкции:
- за выбор формата торгов, который не соответствует закону – 30 тыс. руб.;
- за проведение любой другой процедуры, вместо конкурса или аукциона – 50 тыс. руб.;
- за несоблюдение требований организации конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, конкурса в два этапа или заключения соглашения с единственным поставщиком – 50 тыс. руб.;
- за нарушение процедуры проведения торгов, касающийся оборонного заказа – 30-50 тыс. руб.
Для автоматизации всех процессов, связанных с закупками, используйте программу Корпос: управление закупками.