Запрос цен – это способ определить начальную максимальную цену контракта или цену планирования. Суть метода в том, что заказчик запрашивает ценовые предложения у потенциальных поставщиков, а поставщики предоставляют информацию о ценах на товары или услуги. На основе предложений Заказчик рассчитывает цену, которая дальше используется в планировании или как начальная цена в торгах.
Запросом цен пользуются из-за нескольких преимуществ:
- есть возможность получить документальное подтверждение средней рыночной цены;
- организатор конкурса самостоятельно регулирует перечень требуемых документов, которые должны предоставить на этапе анализа цен
Требования к организации запросов цен
- в процедуре может принимать участие любое лицо, отвечающее критериям заказчика;
- требования должны быть одинаковы для всех участников;
- в период оценки документов, не разрешается предъявлять не заявленные требования.
Документы по организации запросов цен могут содержать дополнительные сведения. В них могут быть отражены права и обязанности участников запроса, сроки и место, порядок, в котором будет проходить конкурс, способы проведения оценочной и отборочной кампаний, будет указано время, спустя которое победитель должен подписать договор о поставке с организатором. Также важно прописать сроки и порядок предоставления уточнения цен.
Запрос предложений
Запрос предложений может быть проведён, как в электронном, так и в бумажном виде. В последнем случае документы передаются в запечатанном конверте. Также можно предоставлять отсканированные копии. Организатор запросов предложений должен соблюдать принцип равноправия всех участников торгов.
Согласно 44 ФЗ заказчик в обязательном порядке при подготовке запросов цен определяет НМЦК. Это делается для максимально эффективного расходования бюджетных средств, привлечения надежных поставщиков, а запросы при этом выступают в качестве дополнительной гарантии.
44 ФЗ предусматривает несколько методов обоснования НМЦК:
- сопоставление рыночных цен;
- нормативный;
- тарифный;
- проектно-сметный;
- затратный.
Этапы проведения запроса предложений
- Подготовка: определение потребностей заказчика.
- Составление перечня критериев.
- Публикация информации о запросе предложений.
- Расшифровывание условий запросов участникам торгов.
- Доступ заказчика к заявкам, которые поступили.
- Рассмотрение и оценка предложений;
- Заключительная часть: итоги и объявление победителя.
Закупки проводятся для того, чтобы удовлетворить потребности заказчиков в продукции и услугах. Эти процедуры проводятся, опираясь на Конституцию РФ, Закон “О защите конкуренции”, 223-ФЗ. и другие правовые документы и акты.
Главный документ, на котором основывается весь процесс закупок, – 223-ФЗ. Его содержание является основным правовым актом, и за его рамки не может выходить не один участник.
Способ проведения закупок фиксируется в плане. Поставщики могут принимать участие в запросе котировок цен и предложений.
Сама по себе процедура проведения цен запроса проста: заказчик размещает информационное предложение в ЕИС, описывая максимально точно потребность в тех или иных товарах, работах или услугах. В результате он получает целый ряд предложений, после чего отдает предпочтение предложению с наиболее оптимальной ценой.
Без участия в конкурсах и аукционах заказчик может изменять план и добавлять процедуры, которые отвечают его требованиям и потребностям. Главное правило, это должно происходить в срок, указанный в положении о закупках.
Данные процедуры регулируются статьями Гражданского кодекса. Они также не относятся к публичным, поэтому к ним не может быть применены статьи 1057-1061.Такие процессы могут проводится, как среди ограниченного, так и неограниченного круга участников.
На организатора и процесс запросов цен может подать жалобу любое лицо, даже если он не является участником данных торгов. Это может быть сделано только на этапе подачи заявок. После завершения приёма документов претензии может выдвинуть только непосредственный участник закупки.
Требования к участникам запросов цен
Каждый участник запросов предложений должен обладать правом для заключения и осуществления условий договора. У него должны быть правоустанавливающие документы, подтверждающие его регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Также следует обратить внимание на наличие у предпринимателя лицензии, если предусматривается приобретение товаров и услуг, которые подлежат обязательному лицензированию.
Важно, чтобы бизнес участника запроса цены не находился в стадии банкротства или в процессе ликвидации. Организатор конкурса должен обратить внимание на те организации, имущество которых находится под арестом или в залоге у банка. В таком случае, если они выиграют торги, выполнить свои обязательства не смогут.
В организатора закупки могут быть и другие критерии отбора, но они должны быть строго регламентированы нормативно-правовыми актами. Нелишним будет установить требование отсутствия случаев неисполнения своих обязательств в других ранее выигранных торгах. Необходимо обратить внимание на документальные подтверждения или на информацию на официальном сайте фирмы.
Дополнительные критерии отбора на участие в запросе цен
Организатор вправе установить требования к участникам, которые относятся к материально-техническому оснащению исполнителя. Это может быть наличие специализированного оборудования, требуемого для качественного выполнения исполнителем своих обязательств. Также можно учитывать финансовые возможности и трудовой потенциал.
Важно установить чёткие показатели, касающиеся качества предоставляемой исполнителем продукции или услуги. Также в документации, которая будет подписана вместе с договором с победителем закупочной компании, нужно указать, может ли подрядчик привлекать для оказания услуги или поставки товара по договору сторонних лиц (посредников). Если такая договорённость существует, следует указать, сколько лиц и на какие работы допускается привлекать.
Признаки запросов цен разного вида
Запрос цен может быть двух типов: закрытый и открытый. В закупке первого типа может стать участником только тот, кого пригласит организатор. В открытом конкурсе может участвовать любое лицо, отвечающее требованиям заказчика.
При закрытом конкурсе закупщик имеет право не уведомлять участников о конкретной цене договора. В случае с закрытым запросом цен можно не публиковать официальные данные о проведении конкурса на официальном сайте.
Как оформить заявку на участие в запросе?
Заказчик, осуществляющий запрос, готовит извещение, положение о закупке и публикует всю информацию на сайте. Участники процедур могут найти в опубликованных документах все требования к содержанию, правилам и срокам оформления заявки.
Формат заявки отражает способ закупки. Заявка для запроса предложений должна соответствовать критериям, которые отразил заказчик в положении. Оформление производится на фирменном бланке, если другое не отражено в опубликованных документах.
Образцы заявок запросов цен не имеют четкой формы по 44 ФЗ. Сегодня для запросов цен используют только электронную форму.
В закупочной документации обязательно прописывают основные требования к приобретаемой продукции, работам или услугам. В ЕИС также размещают проект будущего договора. Обычно здесь же прикладывают форму заявки на участие в запросе цен вместе с инструкцией, как ее заполнять. Она носит рекомендательный характер.
Для участника конкурсного отбора важно прописать в документации всю информацию о том, какие услуги или товары он может предложить.
Отклонение заявки
Главная причина, по которой не все участники дойдут до сотрудничества с заказчиком – неправильно оформленная документация. Уже на этапе проверки документов многие заявки могут быть отклонены. Причины отклонения заявок:
- не предоставление оригинальных экземпляров документов или других сведений, которые требует заказчик;
- несоответствие требованиям, которые предъявляет заказчик;
- предоставление ложных сведений о своей организации.
Что такое переторжка?
Данная процедура может проводится только в том случае, если организатор уточнил её наличие в первоначальной документации. Если переторжка возможна, то заказчик вправе предложить потенциальным исполнителям уменьшить стоимость. К этому этапу допускаются только те участники, которые прошли проверку поданных документов и были допущены до отборочной стадии закупки.
Она может быть проведена, как онлайн, так и в заочно. Исполнители не должны будут постоянно снижать цену. Им достаточно единожды снизить стоимость. Это главное отличие переторжки от аукциона.
В условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или катастроф техногенного характера может быть проведён запрос цен предварительно. Иначе говоря, ещё до начала выполнения исполнителем своих обязательств, победитель уже будет известен.
Итоги конкурса на закупки должны быть опубликованы на официальном сайте.