Совокупный объем годовых закупок

Совокупный объем годовых закупок (СГОЗ) — определение и расчет показателя

В этой статье мы расскажем о том, что такое показатель совокупного объема годовых закупок (СГОЗ), а также рассмотрим особенности его расчёта и формирования по требованиям федеральных законов № 44 и № 223.

Определение СГОЗ по 223-ФЗ

Совокупный объем закупок в течение финансового года по № 223-ФЗ рассчитывается для учета доли тендеров особого плана. Например, заказов товаров или услуг у малого бизнеса (СМП), приобретения инновационной или высокотехнологичной продукции, а также заключения договоров при выборе единственного поставщика.

Существует простой порядок расчёта СГОЗ по № 223-ФЗ: нужно просто суммировать все расходы по тендерам, которые были проведены в течение финансового года. По определению Минэкономразвития в № 223-ФЗ и ряде дополнительных писем, СГОЗ — это сумма всех сделанных заказов или общие расходы на заключенные в течение года договоры со всеми контрагентами.

Контролирующие органы регулярно отслеживают приобретения по № 223-ФЗ у субъектов малого предпринимательства. Совокупная доля таких товаров или услуг должна составлять 1/5 (ранее этот показатель был равен 18% от СГОЗ). В аспекте абсолютной стоимости показатель также вырос — с 12 до 15%. В № 223-ФЗ есть понятие заказов специализированного плана. Максимальная доля заказов, осуществляемых при выборе единственного поставщика, определяется по № 223-ФЗ заказчиком товаров, работ или услуг самостоятельно. Однако при этом процент таких договоров должен быть закреплен в соответствующем положении.

Определение СГОЗ по 44-ФЗ

Этот параметр относится к основным показателям финансовой деятельности и подробно описывается в рамках № 44-ФЗ, а конкретно в ст.3.  Под определением совокупного объема годовых закупок (СГОЗ) понимаются утвержденный заказчиком на год общий размер финансового обеспечения, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала года и подлежащих оплате в нынешнем году.

Для чего нужно считать этот показатель

Годовая совокупность закупок по требованиям законодательства нужна для расчета различных критериев экономической деятельности компании. Расскажем об основных:

  • если СГОЗ превышает 100 миллионов рублей, организации необходима специальная контрактная служба. Если сумма меньше, то нанимается контрактный управляющий, который самостоятельно занимается заключением контрактов с контрагентами;
  • в числе субподрядчиков обязательно должны быть представители СОНКО и СМП. Общий объем заключенных с ними договоров должен составлять не менее 15%;
  • при запросе актуальных котировок обязательно заранее определяется объём проводимых в такой форме приобретений. Общая сумма не может превышать 10%. Такая же процентная ставка установлена для проведения торгов на электронных площадках;
  • № 44-ФЗ указывает на возможность заключения контракта с единственным возможным поставщиком. Максимальная сумма не может превышать 5% от СГОЗ;
  • ряд предприятий (образовательные учреждения, а также относящиеся к научной и культурной сферам компании) могут без ограничений работать с единственными поставщиками без  конкурентных торгов. Одно ограничение — не более 50% от общего количества.

Какие суммы входят в показатель совокупного объёма годовых закупок

  • по соглашениям, фактически заключенным в прошлом или предыдущем году, по которому реальная оплата прошла в течение года составления СГОЗ;
  • по контрактам, которые заключены в течение текущего года и будут фактически оплачен в нём же: вне зависимости от того, частями или полностью;
  • если они заключаются в текущем году с рассрочкой оплаты на несколько лет, то в расчёт показателя СГОЗ будет входить только часть оплаты, внесённая в том же году.

Итоговая сумма СГОЗ получаться сложением вышеперечисленных показателей.

Какие суммы не включаются в СГОЗ

В № 44-ФЗ, в ст. 30 указаны дополнительные моменты, связанные с конкретными суммами, которые не будут включаться в СГОЗ:

  • затраты связанные с государственной безопасностью и обеспечением оборонных нужд;
  • выдача кредитов и займов;
  • в рамках соглашений с единственно возможным поставщиком, кроме вариантов, когда исполнителя невозможно было выбрать при отсутствии в составе контрагентов СОНКО или иных льготных вариантов;
  • договора по обеспечению предприятий и компаний, связанных с атомной энергетикой. Здесь заказчик вправе работать с СМП или СОНКО с включением этой суммы в ежегодный отчёт;
  • процессы закрытого выбора поставщика, установленные и разрешенные законом.

Дополнительно по требованиям № 223-ФЗ есть ряд моментов, которые также не включаются в СГОЗ:

  • соглашения с иностранными компаниями;
  • все услуги естественных монополий;
  • заказы при любых сведениях, которые составляют или относятся к государственной тайне;
  • ЖКУ.

Расчет совокупного объема годовых закупок

Общая формула расчёта СГОЗ по требованиям законодательства состоит из трех параметров.

  1. Любой заключенный в рассчитываемом финансовом году контракт, который оплачивается в этот же период частично или полностью.
  2. Любой заключенный за минувший финансовый года контракт, часть или полная сумма которого оплачивается в рассчитываемом периоде.
  3. Частичная оплата по заключенному в этом же году контракту.

Перерасчет суммы не производится, если в итоге появилась экономия, а также в случае, если соглашение со стороны исполнителя расторгнуто в одностороннем порядке или выполнено в ненадлежащем качестве.

Рассчитываем СГОЗ при закупках у единственного поставщика

В ч.1 ст.93 № ФЗ-44 указано, что в случае закупок у единственного поставщика на сумму не более 100 тыс. рублей, их общий объём не может превышать двух миллионов рублей. Ограничения не актуальны, если речь идет об обеспечения жизнедеятельности сельского поселения.

Расчёт закупок у СМП и СОНКО

Как уже говорилось выше, заказчики должны частично закупаться у субъектов малого или среднего предпринимательства (СМП). Это правило также действует относительно социально-ориентированных некоммерческих компаний (СОНКО). Общая сумма таких соглашений не может быть меньше 15% от объема СГОЗ.

Но что делать, если при извещении установлены ограничения относительно участников конкурса, среди которых есть только СОНКО или СМП? Здесь всё просто: в соглашение включается обязательное требование к заказчику по фактической оплате выполненных работ или поставленного товара в течение двухнедельного срока после подписания заказчиком документов о приемке работ или поставке товаров.

Что сделать для внесения изменений и актуализации информации в СГОЗ

Нужно следить за общим объёмом затрат на закупки за отчётный финансовый период, чтобы вовремя скорректировать необходимое для выполнения требований № 44-ФЗ количество и сумму контрактов с СОНКО или СМП. В случае нарушений установленных квот, организацию могут оштрафовать.

Если по каким-либо причинам изменился объем финансирования, нужно перепроверить несколько основных параметров после внесения документальных изменений в план закупок:

  • сумму и количество контрактов с субъектами малого или среднего предпринимательства и социально-значимыми НКО;
  • контракты, проводимые по запросам котировок в электронной форме. Сумма валового объема должна быть меньше 10%, а в абсолютном исчислении - не больше 100 миллионов рублей;
  • все они должны соответствовать ФЗ №44.

Изменения  223-ФЗ и 44-ФЗ вступившие в силу в 2021 году

223-ФЗ

  1. Часть закупок  должна включать в себя продукцию российского производства. Согласно ПП РФ № 2013 к таким относятся товары, включене в РПП, предусмотренного ПП РФ № 616 от 30 апреля 2020 года, а также радиоэлектронные товары, перечисленные в ПП РФ № 878 от 10 июля 2019 года.
  2. Более строгая административная ответственность за нарушение сроков полной или частичной оплаты по договорам с СМП. Для должностных лица штраф может составлять от 30 до 50 тысяч рублей, а на юрлицо может быть наложен штраф на сумму от 50 до 100 тысяч рублей. Эти изменения вступили в законную силу со 2 января 2021 года.
  3. Расширение спектра организаций-заказчиков. С 2021 года в ведении закона также находится деятельность операторов по сбору и обработке твердых коммунальных отходов (ТКО). Эти компании добавляются к уже включенным в него организациям, занимающимся утилизацией и переработкой отходов.
  4. Изменение процесса конкурентных закупок, проводимых у СМП. Электронные виды конкурсного отбора теперь будут проводиться без квалификационной части отбора, а дополнительное (окончательное) уведомление об предложенной цене не потребуется.

44-ФЗ

  1. Система квотирования. В общем объеме теперь строго установлена доля товаров отечественного производства. Всего есть более 100 наименований, в отношении которых установлены квоты. К ряду категорий добавлены также продукция, которая производится на территории ЕАЭС.
  2. Изменения обязанностей членов комиссии. С 1 января 2021 года появилась новая должностная обязанность, заключающаяся в обязательной проверке всех участников конкурсного производства по контрактным обязательствам на момент их привлечения к административной ответственности по п.28 ст. 19 КОАП РФ (проверяется двухлетний период перед моментом подачи заявки на участие).
  3. Новый формат электронного запроса котировок (ЭЗК). Основные изменения, которые вступили в силу с 1 апреля 2021 года, таковы:
    — начальная (максимальная) цена  до 3 млн. рублей;
    — общий объём с использованием механики ЭЗК — не более 1/10;
    — в извещение о ЭЗК больше нельзя вносить изменения после публикации;
    — возможность аннуляции за один час до окончания сроков сбора заявок от участников;
    — проект заключаемого контракта и извещение об выборе поставщика методом ЭЗК публикуется в системе ЕИС не позднее, чем за четыре дня, когда истекает срок подачи участниками сбора котировок заявок;
    — после истечения срока подачи, заявки должны быть рассмотрены за один рабочий день;
    — после публикации протокола с итогами выбора поставщика, договор должен быть заключен в течение двух рабочих дней.
  4. Новые правила для малых и небольших закупок. Теперь они могут составлять в абсолютном денежном исчислении до 3 млн. рублей, если проводятся в формате электронных торгов. То есть прямые закупки на указанную ранее сумму так же возможны, но теперь есть ограничение в форме выбора поставщика — исключительно в электронной форме.
  5. Изменения в работе с РНП.  Изменения в работе с реестром недобросовестных поставщиков вступают в законную силу с 1 июля 2021 года. Списки РНП будут включаться данные учредителей юридических лиц только в случае, если они имеют в собственности более 1/4 части долевой собственности или акций соответствующего юридического лица.

Важно постоянно следить за суммой потраченных денег, а также за тем, чтобы соглашения не нарушали федеральные законы №223 и №44. Соблюдение установленных требований и норм поможет вам избежать проблем и административной ответственности, а также установить четкое разделение СГОЗ на необходимые категории.