Совокупный объем годовых закупок

Совокупный объем годовых закупок (СГОЗ) — определение и расчет показателя

В этой статье мы расскажем о том, что такое показатель совокупного объема годовых закупок (СГОЗ), а также рассмотрим особенности его расчёта и формирования по требованиям федеральных законов № 44 и № 223.

Определение СГОЗ по 223-ФЗ

Совокупный объем закупок в течение финансового года по требованиям ФЗ-223 рассчитывается для учета в общих закупках  доли тендеров особого плана. Например, заказов товаров или услуг у малого бизнеса (СМП), приобретения инновационных или высокотехнологичных товаров, а также заключения договоров при выборе единственного поставщика.

Есть сформированный порядок расчёта СГОЗ по требованиям 223-ФЗ и он крайне прост. Нужно просто суммировать все расходы по тендерам, которые были проведены в течение финансового года. По определению Минэкономразвития в 223-ФЗ и ряде дополнительных писем, СГОЗ — это сумма всех сделанных заказов или общие расходы на заключенные в течение финансового года договора со всеми контрагентами.

Контролирующие органы регулярно отслеживают закупки по 223-ФЗ у субъектов малого предпринимательства. Совокупная доля таких закупок товаров или услуг должна составлять 1/5 от всех закупок (ранее этот показатель был равен 18% от СГОЗ). В аспекте абсолютной стоимости показатель также вырос — с 12 до 15%. В 223-ФЗ есть понятие заказов специализированного плана. Максимальная доля заказов, осуществляемых при выборе единственного поставщика, определяется по 223-ФЗ заказчиком товаров или услуг самостоятельно. Однако при этом процент таких договоров должен быть закреплен в Положении о закупках .

Определение СГОЗ по 44-ФЗ

Этот параметр относится к основным показателям финансовой деятельности и подробно описывается в рамках 44-ФЗ, а конкретно в ст.3.  Под определением совокупного объема годовых закупок (СГОЗ) понимаются утвержденный заказчиком на год общий объем финансового для закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала года и подлежащих оплате в нынешнем году.

Для чего нужно считать этот показатель

Годовой объем проводимых закупок по требованиям законодательства нужен для расчета различных критериев экономической деятельности компании. Расскажем об основных:

  • если СГОЗ превышает 100 миллионов рублей,  организации необходима специальная контрактная служба. Если сумма меньше этого показателя, то нанимается контрактный управляющий, который самостоятельно занимается всеми, что связанно с закупками и заключением контактов с контрагентами;
  • в числе субподрядчиков обязательно должны быть представители СОНКО и СМП. Общий объём заключённых с ними договоров должен составлять не менее 15% от общего валового объёма  закупок;
  • при запросе актуальных котировок обязательно заранее определяется объём проводимых в такой форме закупок. Общая сумма таких закупок не может превышать 10% от совокупного объёма заключенных контрактов. Такая же процентная ставка установлена для проведения торгов на электронных площадках;
  • ФЗ-44 указывает на возможность заключения контракта с единственным возможным поставщиком. Максимальная сумма таких контрактов не может превышать 5% от СГОЗ;
  • ряд организаций (образовательные учреждения, а также относящиеся к научной и культурной сферам компании) могут без ограничений проводить закупку у единственного поставщика без организации конкурентных торгов. Одно ограничение — не более 50% от всех проводимых закупок.

Общий объём закупок важен для составления и расчёта плана годовых закупок и отчёта о закупках.

Какие суммы входят в показатель совокупного объёма годовых закупок

  • любой контракт, фактически заключённый в прошлом или любом предыдущем году, по которому реальная оплата прошла в течение года составления СГОЗ;
  • любой контракт, который заключён в течение текущего года и будет фактически оплачен в нём же: вне зависимости от того, частями или полностью;
  • если контракт заключается в текущем году с рассрочкой оплаты на несколько лет, то в расчёт показателя СГОЗ будет входить только часть оплаты, внесённая при заключении контракта в том же году.

Итоговая сумма СГОЗ получаться сложением вышеперечисленных показателей.

Какие суммы не включаются в СГОЗ

В 44-ФЗ, в ст. 30 указаны дополнительные моменты, связанные с конкретными суммами, которые не будут включаться в СГОЗ:

  • любые контракты, которые связаны с государственной безопасностью и обеспечением оборонных нужд;
  • выдача кредитов и займов;
  • любые контракты с единственно возможным поставщиком, кроме вариантов, когда исполнителя невозможно было выбрать при отсутствии в составе поставщиков СОНКО и иных льготных вариантов;
  • договора по обеспечению предприятий и компаний, связанных с атомной энергетикой. Здесь заказчик вправе проводить закупки у СМП или СОНКО с включением суммы этой закупки в ежегодный отчёт;
  • процессы закрытого выбора поставщика, установленные и разрешённые законом.

Дополнительно по требованиям 223-ФЗ есть ряд моментов, которые также не включаются в СГОЗ:

  • любые контракты, заключаемые с организациями, находящимися и официально зарегистрированными не в РФ;
  • все услуги естественных монополий;
  • заказы при любых сведениях, которые составляют или относятся к государственной тайне;
  • ЖКУ.

Не включаются в объём совокупных закупок контракты, заключённые по требованиям 223-ФЗ до конца 2014 года.

Расчет совокупного объема годовых закупок

Общая формула расчёта СГОЗ по требованиям законодательства состоит из трех параметров.

  1. Любой заключенный в просчитываемом финансовом году контракт, который оплачивается в этот же период частично или полностью.
  2. Любой заключенный за минувший финансовый года контракт, часть или полная сумма которого оплачивается в просчитываемом периоде.
  3. Частичная оплата по заключенному в этом же году контракту.

Перерасчёт суммы не производится, если в итоге в рамках заключенного контракта появилась экономия, а также в случае, если контракт со стороны исполнителя расторгнут в одностороннем порядке или выполнен в ненадлежащем качестве.

Рассчитываем СГОЗ при закупках у единственного поставщика

В ч.1 ст.93 ФЗ-44 указано, что в случае закупок у единственного поставщика на сумму не более 100 тыс. рублей, общий объём таких закупок не может превышать двух миллионов рублей. Ограничения не актуальны, если речь идет об обеспечения жизнедеятельности сельского поселения.

Расчёт закупок у СМП и СОНКО

Как уже говорилось выше,  заказчики  должны часть закупок производить у субъектов малого или среднего предпринимательства (СМП). Это правило также действует относительно социально-ориентированных некоммерческих компаний (СОНКО). Общая сумма таких контрактов не может быть меньше 15% от объема СГОЗ.

Но что делать, если при извещении о закупках установлены ограничения относительно участников конкурса, среди которых есть только СОНКО или СМП? Здесь всё просто: в каждый такой контракт включается обязательное требование к заказчику по фактической оплате выполненных работ или поставленного товара в течение двухнедельного срока после подписания представителем заказчика документов об приёмке или поставке.

Что сделать для внесения изменений и актуализации информации в СГОЗ

Нужно следить за общим объёмом затрат на закупки за отчётный финансовый период, чтобы вовремя скорректировать необходимое для выполнения требований 44-ФЗ количество и сумму контрактов с СОНКО или СМП. В случае нарушений установленных квот на организацию могут оштрафовать.

Если по каким-либо причинам изменился объем финансирования, выделенный на закупки, необходимо нужно перепроверить несколько основных параметров после внесения документальных изменений в план закупок:

  • сумму и количество контрактов с субъектами малого или среднего предпринимательства и социально-значимыми НКО;
  • контракты, проводимые по запросам котировок в электронной форме. Сумма валового объема таких контрактов должна быть меньше 10% от всех закупок, а в абсолютном исчислении - не больше 100 миллионов рублей;
  • все контракты должны соответствовать ФЗ №44.

Изменения  223-ФЗ и 44-ФЗ вступившие в силу в 2021 году

223-ФЗ

  1. Часть закупок  должна включать в себя товары российского производства. Согласно ПП РФ № 2013 к таким товарам относятся товары, которые включены в РПП, предусмотренного ПП РФ № 616 от 30 апреля 2020 года, а также радиоэлектронные товары, перечисленные в ПП РФ № 878 от 10 июля 2019 года.
  2. Более строгая административная ответственность за нарушение сроков полной или частичной оплаты по договорам с СМП. Для должностных лица штраф может составлять от 30 до 50 тысяч рублей, а на юрлицо может быть наложен штраф на сумму от 50 до 100 тысяч рублей. Эти изменения вступили в законную силу со 2 января 2021 года.
  3. Расширение спектра организаций-заказчиков. С 2021 года в ведении закона также находится деятельность по заключению контрактов со стороны организаций, являющихся операторами по сбору и обработке твердых коммунальных отходов (ТКО). Эти компании добавляются к уже включенным в него организациям, занимающимся утилизацией и переработкой отходов.
  4. Изменение процесса конкурентных закупок, проводимых у СМП. Электронные виды конкурсного отбора теперь будут проводиться без квалификационной части отбора, а дополнительное (окончательное) уведомление об предложенной цене не потребуется.

44-ФЗ

  1. Система квотирования проводимых закупок. В объеме проводимых закупок теперь строго установлена доля товаров отечественного производства, обязательная к соблюдению при закупках. Всего есть более 100 наименований товаров, в отношении которых установлены квоты. К ряду категорий добавлены также товары, которые производятся на территории ЕАЭС.
  2. Изменения в должностных обязанностях членов комиссии по закупкам. С 1 января 2021 года появилась новая должностная обязанность, заключающаяся в обязательной проверке всех участников конкурсного производства по контрактным обязательствам на момент их привлечения к административной ответственности по п.28 ст. 19 КОАП РФ (проверяется двухлетний период перед моментом подачи заявки на участие).
  3. Новый формат электронного запроса котировок (ЭЗК). Основные изменения, которые вступили в силу с 1 апреля 2021 года, таковы:
    — начальная (максимальная) цена контракта — до 3 млн. рублей;
    — общий объём закупок, проводимых с использованием механики ЭЗК — не более 1/10 от совокупного;
    — в извещение о ЭЗК больше нельзя вносить изменения после публикации;
    — закупку можно официально аннулировать за один час до окончания сроков сбора заявок от участников;
    — проект заключаемого контракта и извещение об выборе поставщика методом ЭЗК публикуется в системе ЕИС не позднее, чем за четыре дня, когда истекает срок подачи участниками сбора котировок заявок;
    — после истечения срока подачи, заявки должны быть рассмотрены за один рабочий день;
    — после публикации протокола с итогами выбора поставщика на исполнение контракта, договор должен быть заключен в течение двух рабочих дней.
  4. Новые правила для малых и небольших закупок. Теперь они могут составлять в абсолютном денежном исчислении до 3 млн. рублей, если проводятся в формате электронных торгов. То есть прямые закупки на указанную ранее сумму так же возможны, но теперь есть ограничение в форме выбора поставщика — исключительно в электронной форме.
  5. Изменения в работе с РНП.  Изменения в работе организатора закупок с реестром недобросовестных поставщиков вступают в законную силу с 1 июля 2021 года. Списки РНП будут включаться данные учредителей юридических лиц только в случае, если они имеют в собственности более 1/4 части долевой собственности или акций соответствующего юридического лица.

Важно постоянно следить за суммой потраченных на закупки денег, а также за тем, чтобы заключаемые контракты не нарушали федеральные законы №223 и №44. Соблюдение установленных требований и норм поможет вам избежать проблем и административной ответственности, а также установить четкое действие и разделение СГОЗ на необходимые категории.