Критерии выбора поставщика

Критерии выбора поставщика

Важность определения критериев выбора поставщиков товаров или услуг для вашей организации определяется несколькими факторами. Это не только большой набор потенциальных контрагентов, но и их надежность, репутация на рынке, вопросы логистики и многое другое. Где взять информацию о поставщиках, как ее оценить и принять разумное решение? Есть два основных способа, которые могут применяться при выборе партнеров для выполнения плана закупок в вашей компании:

  1. Первый - это анализ существующих на рынке предложений непосредственно сотрудником вашей компании. Решение о закупках принимается как правило на основе минимальной цены. Отвечающий за это работник связывается с контрагентом, следит за оплатой и отгрузкой, а также решает возникающие проблемы. 
  2. Второй вариант предполагает коллегиальное решение вопросов о поставках. Это характерно для крупных компаний с сетью филиалов. Централизованные закупки организуют исходя из запросов и всех отделов организации.

В обоих случаях изучение потенциальных контрагентов должно быть систематическим процессом. Источники информации могут быть разными: электронные,печатные каталоги, реклама в прессе, онлайн-изданиях, прейскуранты, регистры товаров, их поставщиков, прямые контакты с торговыми сетями и представительствами.

В каталогах поставщиков обычно указываются цены, ассортимент, условия сотрудничества, скидки и акции. В специализированных журналах можно найти информация о технологиях производства и других инновациях, а также прямую рекламу. В торговых регистрах есть контактные данные производителей, оптовиков, а также отраслевые рейтинги компаний. В товарных регистрах систематизируется продукция, списки ее изготовителей. Но наверное самый ценный источник важной для организации закупок информации - это прямые контакты с коллегами, работающими в торговых представительствах и отделах производственных компаний. От них можно узнать о готовящихся акциях, скидках, другие полезные данные. 

Сейчас компании много внимания уделяют выбору поставщиков из-за  большого количества контрагентов в любом сегменте рынка. Выбрать партнера, сотрудничество с которыми принесёт пользу, сократит расходы компании, бывает непросто. Есть два основных подхода к организации закупок.

  1. Из числа контрагентов, с которыми уже ранее были заключены  контракты. Устоявшиеся деловые отношения дают уверенность в качестве товаров и услуг. Выбирать по такому принципу проще. Ведь ассортимент, цены, нюансы работы с партнерами такого типа уже хорошо известны. 
  2. Из открытых источников информации. Искать можно как в сегменте рынка, в котором ваша уже организация работает, так в еще неосвоенных сегментах. Например, в случае расширения бизнеса или диверсификации производства. Однако на изучение поставщиков "с нуля" может уйти довольно много времени. Этот фактор стоит учитывать. В первую очередь целесообразно обратить внимание на вызывающих доверие крупных поставщиков. 

Ключевые критерии выбора поставщиков

Набор критериев выбора поставщиков может разнится. Это зависит от потребностей вашей компании, отрасли, направления работы, логистики и др. Обычно принимают во внимание от двух до пяти ключевых критериев. В крупных компаниях таких факторов может быть значительно шире.  Выделяют список критериев независимо от объёма закупок и отрасли:

  1. Надежность логистических процессов.
  2. Качество товаров и услуг. 
  3. Лучшее соотношение цены и качества. 
  4. Географическая удаленность производства. 
  5. Сроки, в течение которых контрагент выполняет обыкновенные или «горящие» заказы.
  6. Налаженный сервис, в случае закупки оборудования или средств производства. 
  7. Условия работы в коллективе контрагента. 
  8. Внутренний контроль качества.
  9. Экономическое состояние бизнеса поставщика, его кредитоспособность.
  10. Репутация в своей отрасли, отзывы других компаний, сотрудничающих с поставщиком. 
  11. Оперативное решение возникающих проблем. 

Существует также шкала критериев отбора контрагентов, разработанная Харольдом Фироном и Майклом Линдерсом. Тогда порядок их значимости выглядит следующим образом: 

  1. Качество продукции.
  2. Сроки и качество доставки.  (рейтинг контрагентов на основе фактического соблюдения или невыполнения заранее обсуждённых сроков поставок).
  3. Цена (сравниваются минимальные цена на продукцию с заложенными в бюджете  целевыми расходами).
  4. Сервис (качество технической поддержки, обеспеченность запчастями и расходными компонентами).
  5. Скидки для постоянных клиентов. 
  6. Качество дистрибуции.
  7. Отсрочки платежей. 

Выводы

Зачастую специалисты, занимающихся закупками, ставят во главу угла при выборе контрагента соотношение цены и качества товаров или услуг. В зарубежной практике цена не является ключевым фактором, ведь со временем можно добится скидок или отсрочек платяжей, тогда как качество может быть важным конкурентным преимуществом. Также стоит обращать внимание на послепродажную поддержку, сервис и маркетинговую поддержку. Если поставщик предлагает цены значительно ниже рыночных, то, возможно, стоит  задуматься о его добросовестности. 

Досье поставщиков 

При выборе поставщика имеет смысл создать картотеку потенциальных контрагентов. Она включает в себя следующие документы:

  1. Карта контрагента. Контакты представителей компании; ассортимент;  сведения о количестве сотрудников; финансовая обстановка; сведения о конкурентах; специальные условия сотрудничества.
  2. Сведения о проведенных переговорах. Тут отображаются все достигнутые договоренности, совместные решения, подписанные договоры. 

Автоматизировать закупки в вашей компании поможет программа  “Корпос: Управление закупками для 1С”.