Нормирование закупок

Используйте возможности программы для нормирования закупок и описания объекта закупок

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к поставкам по:

  • количеству,
  • качеству,
  • потребительским свойствам и
  • иным характеристикам товаров, работ, услуг.

Нормирование - это описание объекта закупки и относиться к первой стадии формирования потребностей в закупках.

Нормирование закупок является процессом, целью которого является предотвращение проведения закупки у поставщиков услуг или товаров, имеющих ненужные для установленных заказчиком требований свойства и качества (их называют избыточными). Под нормирование понимается описание объекта закупки инициатором, ведь чтобы получить именно то, что нужно, важно сформулировать изначальные требования. Также нормирование работает против закупки товаров и предметов, относящихся к роскоши по показателям, установленным законодательством страны.

В ч. 1.ст. 19 44-ФЗ устанавливается определение нормирования — это требования, устанавливаемые в отношении закупаемых услуг и товаров, в том числе касающиеся и максимальной цены на них. Также нормирование относится к регулирующему моменту относительно затрат на работу органов муниципальной или федеральной власти (всех бюджетных подведомственных учреждений и территориальных властных органов).

Нормирование закупок товаров или услуг 44-ФЗ

Общие для всех организаций требования к проводимым муниципальным или государственным закупкам указаны в ст. 19 44-ФЗ. Нормирование в сфере закупок предназначается для определения единых требований для объективной оценки результатов проводимых закупок товаров или услуг, а также общего объёма средств, которые организация тратит ежегодно на закупки.

Основные цели процесса нормирования:

  1. Формирование для всех заказчиков, проводящих в той или иной форме закупки, единого стандарта по основных потребительским качествам, количеству и иным факторам, применимым к закупаемым товарам или услугам.
  2. Запрет на приобретение в ходе торгов объектов, обладающих явно завышенной ценой по причине наличия свойств, не влияющих на прямое качество, т.е. являющихся избыточными. Яркий пример — примеры роскоши.
  3. Полное соответствие объекта закупок реальным нуждам заказчика в плане потребительских характеристик.

Принципы и единые правила нормирования для всех сторон закупок устанавливаются и формируются Правительством РФ. При этом распоряжения федеральных органов власти формируют требования для госзакупок, а региональные процессы дополняются и контролируются соответствующими департаментами непосредственно на месте проведения закупки. Общие федеральные параметры устанавливаются в отношении компаний, среди которых можно в качестве примера выделить «Роскосмос», «Росатом» и иные организации подобного формата.

Формирование и контроль процесса нормирования

Субъекты, участвующие в процессе нормирования, формируют свои требования к закупаемым товарам или услугам на основании единых принципов, установленных на государственном уровне. Эти требования могут касаться норм, актуальных в отношении всех закупок или касаться некоторых аспектов, к примеру, максимальной цены, устанавливаемой для всех регионов. Все правила, включая требования со стороны заказчика к качеству и особенностям заказов и услуг, размещаются в ЕИС.

Правительство РФ является первой инстанцией, которая регламентирует и размещает общие стандарты и условия в плане нормирования. Разрабатываемая на федеральном уровне нормативно-правовая база устанавливает общие требования к закупкам, а также определяет частные требования, применяемые при конкретных видах процедуры. Второй этап формирования правил нормирования зависит от органов власти отдельных субъектов РФ и местных администраций. А на местах уже требования актуализируются в соответствии с региональной спецификой.

Контроль может быть организован в отношении любого заказчика, контрактного управляющего или службы в компании, отдельного члена или всего состава комиссии по закупкам, а также электронной торговой площадки, на которой организуется конкурс или аукцион. Как на муниципальном, так и на федеральном уровнях контроль осуществляется со стороны специальных органов внутреннего финансового контроля. Объектом такого контроля становятся расходы, которые компания выделяет на закупки. Выявляется достоверность указанных сумм, а также корректность и соответствие нормам заполнения отчётности.

Понятие контролёра в сфере проведения закупок содержится в п. 13 ст. 3 44-ФЗ. Он наделён соответствующими полномочиями и может проводить контроль на соответствующем уровне — федеральном, муниципальном или местном. Основным органом такого контроля является ФАС, ведущая свою работу в этом направлении на основании ПП № 331 от 30 июня 2004 года. Эта инстанция регулирует и нормирует закупки в сфере закупок, вне зависимости от их направления и объёма — проводится согласование контрактов по закрытым закупочным процедурам, контролируются объёмы и направления инвестиций от иностранных компаний, разрабатывается собственная нормативно-правовая база.

Контролирующие органы проводят как плановые (не реже, чем раз в 6 месяцев), так и внеплановые проверки, основанием для которых могут стать:

  • жалобы, поступившие на бездействие или неправомерные действия;
  • поступившая в контролирующие инстанции информация о том, что в процессе закупок нарушено законодательство;
  • окончание срок действия специального предписания.

Что регламентируется со стороны контролирующих органов

Каждый заказчик производит закупки, основываясь на собственных требованиях и реальной необходимости для бизнеса. Однако, есть единые требования и ограничения, установленные в плане цены, качества и количества приобретаемых товаров или услуг. Законодательно эти требования строго регламентированы и обязательны к исполнению вне зависимости от сферы деятельности компании. Максимальная начальная цена заключаемого контракта на закупки определяется общими требованиями Правительства РФ и местными региональными нормативными актами.

Нормирование в этом аспекте напрямую служит для экономии бюджетных и муниципальных средств. Благодаря этому процессу исключены бессмысленные растраты и закупка предметов роскоши. Самый распространённый пример — закупка служебного автотранспорта, нормирование в процессе которого позволяет экономить, без преувеличения, миллионы рублей.

Можно подытожить — правила нормирования закупок позволяют экономить средства компаний и федерального бюджета, не позволяя тратить их на бессмысленные закупки. Надеемся, что теперь разобраться в этом будет гораздо проще.